Новосибирск -2.6 °C

Пить или не пить — больше не вопрос

05.07.2008 00:00:00

Первого июля вступили в силу поправки к Кодексу законов об административных нарушениях, и наиболее горячее обсуждение разгорелось об изменении порядка освидетельствования граждан в состоянии алкогольного опьянения

Первые упоминания о грядущих преобразованиях появились год назад. И уже с того момента одни рассуждают о «скрытых» преимуществах новой «реформы», другие в это время скрупулезно подсчитывают, сколько, а главное — чего можно выпить, чтобы не унюхал инспектор ГИБДД. Вокруг этих нововведений множество баек. Например, выдумка ли то, что в ГИБДД специально приняли этот закон, чтобы уменьшить себе работу? В этом и многих других вопросах поможет разобраться главный врач Новосибирского областного наркологического диспансера, кандидат медицинских наук Виктор БУКИН.

— Виктор Николаевич, поясните, почему возникла необходимость вводить подобные поправки к закону?

— Начну с того, что отчасти инициатива внесения подобных поправок в закон принадлежит ГИБДД. В существующей системе, касающейся задержания водителей в нетрезвом состоянии, есть определенные недоработки. Как известно, в нашем городе пять специализированных кабинетов для освидетельствования граждан и одна мобильная лаборатория. Сложности у инспекторов возникают именно тогда, когда они патрулируют за чертой города. Трудности появлялись как с доставкой нарушителей в медицинские учреждения, так и с установлением степени опьянения. В том смысле, что бывали случаи, когда тест показывал не значительную, но все же долю содержания этанола в крови. Естественно, что водителя наказывали. Этот документ внесет ясность, поставит один общий для всех критерий.

Рисунок Игоря ЕЛИСТРАТОВА

— В чем суть изменений?

— С 1 июля в России будет действовать единый критерий: допустимая норма содержания этанола в одном литре крови водителя — 0,3 промилле или 150 микромоль в литре выдыхаемого воздуха. Как известно, в организме человека содержится 0,2 промилле эндогенного этанола. За отступление от обозначенной нормы — административное наказание — штраф или лишение прав от полугода до полутора лет. В качестве образца взята одна из самых жестких систем в мире. Подобные критерии действуют еще и в некоторых скандинавских странах.

— Как обстоит дело с этим же вопросом за рубежом?

— К примеру, в США допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя — до 1. Но и водителей подшофе не так уж и много. Дело в том, что там больше внимания уделяется именно профилактической работе с автомобилистами-нарушителями. Создаются что-то вроде «школ пьяных водителей». По постановлению суда такой горе-автолюбитель проходит цикл специализированных лекций: посещает нарколога, психолога. Под таким наблюдением находятся до полугода. При этом все «процедуры» за его же счет. В нашей же стране подобные меры — в диковинку. Как показывает практика, для ряда водителей автомобиль становится неким ограничителем, когда дело касается спиртного. За его неимением некоторые просто спиваются. Поэтому было бы правильным, если бы наши власти переняли у Запада этот опыт работы с нарушившими закон водителями.

— В СМИ не раз появлялась информация, что можно выпить бутылку некрепкого пива, бокал вина или даже чуть меньше 100 граммов водки и при этом не превысить установленную норму. Это так?

— Чистой воды вранье. Могу даже предположить, что подобные сведения пошли от тех, кто не только плохо представляет, что такое алкоголь, но и не в курсе самого законопроекта. Мы однажды проводили эксперимент. Одному из наших сотрудников предложили не выпить, а просто прополоскать рот коньяком. Тестер показал, что человек находится в изрядно выпившем состоянии. Поэтому единственные напитки, помимо безалкогольных, которые разрешено пить за рулем, — это квас, в том числе и немного постоявший, а также кефир. На них-то как раз и рассчитана та одна сотая часть показателя.

— Как быть с безалкогольным пивом и энергетическими напитками?

— Всем известно, что на самом деле безалкогольного пива нет. Там просто в несколько раз уменьшена доля содержания этанола. Если внимательно присмотреться, то внизу мелким шрифтом написано 0,7–0,8 процента алкоголя. Что же касается энергетиков, то в их составе есть психостимуляторы, которые могут также вызвать опьянение. Прибор это зафиксирует. Пока подобных случаев мы не регистрировали, а вот доставлять водителей под экстези или амфитаминами доводилось.

— Если говорить о технической стороне, достаточно ли приборов для проведения экспертизы?

— Забота о приборах — дело ГИБДД, ведь они отвечают за работу на «месте». Хотя закон уже вступил в силу, пока все только в процессе. Соответствующий приказ уже утвержден, список необходимых устройств составлен, осталось дождаться обновления базы. Но поставка идет с опозданием. Наша же система как работала, так и будет продолжать работать. База, с помощью которой мы сможем сделать заключение каждому поступившему, сформирована давно.

— В чем, на ваш взгляд, достоинство этих нововведений, в чем их недостаток?

— Впервые упоминания об этом законе появились год назад. Существенным недостатком считаю то, что до сих пор не было издано никаких новых подзаконных актов, где бы прописывалось: в каких случаях стоит или, наоборот, не следует забирать водителя на дополнительное обследование; куда отвозить, если нарушитель был задержан не в черте города. Немаловажную роль играет время принятия закона. Постановление о внесении поправок вышло 26 июня, через четыре дня закон вступил в силу. Плюс же этих изменений в том, что теперь ГИБДД и наркологический диспансер работают — единая система, а не две различные отрасли. Если раньше решение зависело от сотрудника ГИБДД, то сейчас окончательное постановление выносит суд на основе сделанной нами экспертизы.

Вопрос, конечно, интересный…

Приходилось ли вам «под мухой» садиться за руль или ездить с нетрезвым водителем?

Елена Кашилова, 43 года, педагог:
— Бог миловал. Я сама не вожу машину, и с пьяным водителем мне тоже ездить не приходилось. Но слышала кучу рассказов свидетелей. Пьяные гоняют так, что хоть фильмы ужасов снимай. Кинг, если бы увидел наши дороги, сотню страшных книжек махом бы накатал… Вспомните печальную статистику — подавляющее большинство ДТП происходит именно по вине пьяных водителей. Причем не только легкие столкновения, но и серьезные дорожные происшествия, в которых люди погибают… Это недопустимо и просто ужасно.

Сергей Достовалов, водитель:
— Было дело. Но обошлось без неприятных последствий. А ведь ехали мы, кстати, за «добавкой». А вообще на каждого по-разному действует одинаковое количество алкоголя. Кого-то с одной бутылки пива «развезет» так, что он на ногах стоять не сможет, а кто-то литр водки выпьет — ничего ему не будет.

Дмитрий Шустров, 28 лет, музыкант:
— Иногда, особенно в жару, так хочется пригубить бутылочку пивка. Но нельзя — за рулем. И так обидно от этого делается! Народ пьет пиво, а ты один, как дурак — сок или минералочку. Но я не против ужесточения мер к нетрезвым водителям, только, считаю, невозможно уследить за всеми.

Олег Гусев, 31 год, предприниматель:
— Пьяным я за руль никогда не садился. В смысле, на трассах и в городе. Могу себе такое позволить исключительно на проселочных, дачных дорогах. Правда, иногда выезжал в город с похмелья. В некоторой степени это даже хуже, чем «под мухой»… Едешь, бывало, башка трещит, реакция замедленная. А еще перегаром за километр прет! Это же рай для ГАИ… Да и вообще с похмелья слишком туго соображается. Мало приятного. Но все равно я не буду пить, прежде чем куда-либо поехать.

Наталья Прокофьева, пенсионерка:
— А что мы будем делать, когда водители общественного транспорта начнут пить за рулем?

Вадим Гарипов, 21 год, студент:
— А мне по барабану. Я, во-первых, не пью, во-вторых, машины не имею.

Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: