Век живи век учись. Вчера я сделал небольшое открытие, которое показывает, что чем больше знаешь, тем больше и уровень незнания. Этот несколько парадоксальный вывод легко продемонстрировать математически: если обозначить объем знаний кругом, то окажется, что чем больше круг, тем больше его окружность, а окружность это граница между знанием и незнанием. Получается, что все знает точка. У нее нет границы. Потому что она сама не занимает места.
А открытие такое: я наткнулся на сочинения поэта, который, как сообщают американские энциклопедии, по количеству изданий уступает только Шекспиру и Лао Цзы. А я раньше о нем даже не слышал.
Этого поэта звали Джебран Халиль Джебран. Ливанец, который переселился в Америку и умер в возрасте 48 лет в 1931 году.
Замечательный
Он писал притчи. О самом главном о любви, о труде, о печали. Меня поразило, насколько точно он написал о свободе, и как это совпадает с тем, что о ней писали Пушкин и Достоевский, и то, что о ней говорил наш замечательный философ Бердяев.
И что, как не кусочки вашего Я, вы должны раздробить, чтобы стать свободным? Если есть несправедливый закон, который вам бы хотелось отменить, помните этот закон
Мы все время осуждаем тех, кто нас ограничивает, тех, кто нами управляет тем или иным способом. Но не замечаем, что это происходит лишь потому, что мы сами управляемы, что нас это чаще всего устраивает.
Свобода это наш разговор с властью. Если ее нет говорит власть. Если есть свобода тогда это разговор равных. Пушкин написал о таинстве власти в хрестоматийном и загадочном стихотворении: «Но человека человек//Послал к анчару властным взглядом,//И тот послушно в путь потек//И к утру возвратился с ядом». Почему тот не убежал, а выполнил приказ и умер? Он нес в себе свое рабство.
Кто может сделать нас свободными, кроме самих себя?
Кстати говоря, вот и вся проблема с гражданским обществом.
И прежде чем расстаться до сентября, хочется закончить еще одним стихом из Джебрана:
Удовольствие это песнь свободы,//Но это не свобода//Это цветение ваших желаний,//Но это не плод их.