Чем отличаются православные святые от языческих богов
В церковные лавки любого православного прихода практически каждый день заходят желающие приобрести ту или иную икону «от боли в пояснице», «чтобы на работу устроиться» или «чтобы дочка замуж вышла» и т. п. И в большинстве случаев такие иконы им предлагают, иногда, правда, при этом разъясняя, что помогает не сама икона, а святой, на ней изображённый, но не сам по себе, а по особой милости, дарованной ему Богом.
Так, когда спрашивают, кому помолиться, чтобы избавиться от пьянства, всегда рекомендуют молиться святому мученику Вонифатию Тарсийскому и Божией Матери перед Её иконой Неупиваемая чаша. Ещё рекомендуется молиться святителю Вонифатию Милостивому.
Правда, почему ему молятся от избавления от пьянства, никому неизвестно, хотя вполне допустимо,
То, что выбор был правильным, подтвердили две ситуации. В том же 1993 году, когда была выпущена эта складывающаяся лента с молитвами на каждый день, в Вознесенский кафедральный собор пришла пожилая женщина и стала спрашивать, как заказать благодарственный молебен святителю Вонифатию Милостивому. Оказывается, она сорок ночей подряд читала эту молитву над своим спящим крепким пьяным сном сыном. И вот на сороковое утро сын вскочил с постели и сказал: «Всё, мать! Больше не пью!» И на самом деле пить бросил. В «Вечёрке» тех лет по этому поводу вышла небольшая заметка, заголовком которой был тот самый утренний возглас человека, неожиданно пополнившего ряды трезвенников.
Второй ситуацией, подтверждающей правильность выбранной молитвы, и не только ей одной, стал факт массовой кражи интеллектуальной собственности новосибирцев ушлыми московскими издателями, заполонившими скопированными «раскладушками» «Спаси Господи люди Твоя » половину российских епархий.
Но это так, к слову. Вернёмся к вопросу «какому святому в каких случаях молиться?» Под таким и подобными названиями издаётся книг немало. В принципе, поскольку такая традиция в православии существует, ничего в таких изданиях предосудительного нет, только плохо то, что материал в них, в абсолютном большинстве, иначе как кошмарным не назовёшь.
Из книги в книгу кочует информация, активно тиражируемая светскими СМИ, что святитель Василий Великий является «покровителем свиней». Допустим, что на самом деле святителю Василию дана такая особая благодать помогать свиноводам, но тогда он покровитель этих самых свиноводов, а не свиней! Как не может быть покровителем падших женщин преподобный Виталий Александрийский, потому что, спасая их от пагубного греховного занятия, он является их спасителем, а не покровителем. А святые Гурий, Самон и Авив вовсе не «каратели неверных мужей», как пишется в одной из таких книг, а помощники при семейных неурядицах.
В большинстве случаев причины зарождения той или иной традиции вообще не публикуются, а если и помещаются, то иногда с кощунственным оттенком. Так, из книги «Святые, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни» (Москва, 2007) можно узнать, что святой апостол Лука «был повешен на маслине. Ему молятся, когда идут сажать огород». Неизвестно, при чём тут маслина, неужели потому, что росла в огороде? В этой же книге можно найти методы получения дара прозорливости, толкования снов, как молиться, чтобы хорошо шла торговля спиртным и т. п. Есть даже молитва к святому с просьбой «духовной эвтаназии» чтобы неизлечимо больной скорее помер, не мучая ни себя, ни близких.
Повторяем, что действительно в православной церкви есть такая благочестивая традиция молиться в тех или иных нуждах конкретным святым, хотя в принципе, «если с тёплой верой обратиться за помощью к любому из святых, в любых обстоятельствах можно получить поддержку и скорую помощь». Эта выдержка из предисловия вышеупомянутой книги, жаль только содержание её никак не вяжется с довольно неплохим предисловием. Предисловия же любители подобных книг, как правило, не читают, отдавая предпочтение оглавлению, где указаны святые на буквально каждый шаг повседневной жизни: кому молиться, когда идёшь в огород, в лес, сдавать экзамен, собираешься косить, сеять, жать, лечить зубы или левую пятку.
Очень трудно провести тонкую грань между языческим восприятием помощи святых угодников Божиих и православным пониманием причины той или иной традиции, а она, в большинстве случаев, зарождена в житиях святых. Так, святой мученик Вонифатий
В прежние времена чтение жития святых было регулярным домашним занятием и, исходя из житийных историй, наши предки обращались в различных конкретных случаях к конкретным святым. Ну, а если срок сева тех или иных сельхозкультур или сбора урожая совпадал с днем памяти того или иного святого, то, как само собой разумеющееся, возникала потребность именно у этого святого просить конкретной помощи. И никакого язычества в этом не было.
Наши предки были связаны со святыми небожителями молитвенной нитью, жили с ними одной духовной жизнью, в отличие от современного общества крещёных, но не просвещённых людей, которые церковные рекомендации воспринимают на уровне лунного календаря, тем самым впадая в обыкновенное язычество. К сожалению, вместо того, чтобы этот пробел заполнить, книжные издательства с завидным постоянством тиражируют пользующиеся огромной популярностью, а потому высокодоходные, книги на тему «Каким святым в каких случаях молиться», практически ничего не рассказывая о самих святых.
Подробно рассказывать жития святых не в компетенции светской газеты, которой является «Вечерний Новосибирск», но, пользуясь случаем, напомним читателям нашей страницы советы православного духовенства: в любом случае, даже если помощь пришла от того или иного святого, верующим людям помогает Сам Бог, и потому обращаться к Богу нужно при каждом случае, а не только, когда «кто идёт скоту давать есть или пить».