Депутаты — партийные и не очень…

Будут ли выборы в горсовет проходить только по партийным спискам?

Будут ли выборы в горсовет проходить только по партийным спискам?

Голосовать в последнее время новосибирцы приходят семьями
Фото Сергея ПЕРМИНА

Слухи о возможных переменах давно уже обсуждаются в, так сказать, экспертном сообществе. Говорят об этом и нынешние депутаты, избранные по одномандатным округам. И многих из них такие перспективы тревожат.

Оценить последствия изменения системы выборов мы попросили политолога Владимира Леонтьева.

— Владимир Александрович, какова вероятность того, что на следующих выборах в городской Совет мы увидим не конкретных депутатов-одномандатников, а только партии, не радующие нас на сегодняшний день многообразием?

— У нас, действительно, появилась тенденция «сводить» все выборы к партийным спискам. Причем и Новосибирская область, и город Новосибирск заявляли о необходимости принятия такой системы в числе первых. Но, как вы знаете, в областном Совете, несмотря на многочисленные разговоры, она так и не была введена на все 100%.

У нас остановились на «смешанном» типе выборов, когда половина депутатов избирается как одномандатники, а другая половина — от политических партий. И таким облсовет, судя по всему, останется и после следующей избирательной кампании.

Есть, конечно, шанс, что в последний момент власти «передумают», но он достаточно мал. Я думаю — примерно 1 к 99. Ведь Москва, во всяком случае, пока не требует тотального введения «партийного принципа» при формировании законодательных органов регионов. Зато у нас решено просто сократить число округов, укрупнив их. Таким образом, в облсовете будет сидеть не 98 депутатов, как сейчас, а лишь 76.

Теперь о Новосибирском городском Совете. Слухи действительно ходят разные, но многие склоняются к тому, что именно по модели нашего законодательного собрания будет все развиваться и здесь. То есть попытаются создать все ту же смешанную систему. Возможно, опять же укрупнив и сократив округа; некоторые считают, что в два раза. Округов тогда останется всего 20, и на каждом по 2 депутата, один из которых одномандатник, другой избран по списку партии.

Но есть и иные варианты, скажем, 40 человек избирать по мажоритарной системе, по одномандатным округам, и лишь 20 — по пропорциональной, по партийным спискам. Конфигураций достаточно много, и какая из них будет принята — пока однозначно судить очень сложно.

— Многие депутаты, насколько я понимаю, вовсе не рады возможному переходу к избранию по партийным спискам?

— Я опросил более десятка депутатов горсовета, и все сказали, что хотели бы оставить старую систему одномандатных округов. Это не удивительно. Ведь люди работали на своих округах, вкладывали туда силы. И не только материальные ресурсы, хотя и об этом не нужно забывать. Но ведь речь еще идет и о моральных усилиях, о личном участии в жизни какого-то микрорайона, какой-то улицы, в проблемах людей, живущих в конкретных домах. А теперь выборы могут стать «обезличенными», когда есть лишь список партии, возглавляемый так называемыми «паровозами», популярными личностями, которые сами не будут депутатами.

Проще говоря, тем, кто действительно много работал на округе и заслужил уважение, избрание по партийным спискам совсем невыгодно. Ведь они уже показали себя избирателям, многого добились и с ремонтом внутриквартальных территорий, и с адресной помощью пожилым людям, и с какими-нибудь светофорами и лежачими полицейскими… Наладили нормальные отношения с районной администрацией, договорились, на какие наиболее важные дела направлять бюджетные средства. Они хорошо знают, где нужно заасфальтировать дорогу, где нужен добавочный автобус на таком-то рейсе, где нужно благоустроить двор. И их местный электорат успел хорошо узнать, многие им доверяют. Ведь на округе на самом деле нужно «пахать», постоянно доказывая, что ты лучший.

И некоторые из таких депутатов уже сейчас понимают, что, даже вступив в ту или иную партию, они скорей всего не войдут в список, который она проведет в горсовет. Хотя для кого-то из кандидатов, наоборот, будет проще — не работая до этого тяжело на округе, «спрятаться» за партию и без особых усилий оказаться в горсовете.

— Какие плюсы и минусы несет избрание в горсовет по партийным спискам для горожан?

— Честно говоря, особых плюсов я не вижу. А минусом может стать опять же определенная «обезличенность». Ведь лучше голосовать за человека, которого вы хоть немного знаете, чем за идеологию «вообще», какой бы симпатичной она ни была. Меня вообще беспокоит возможность того, что «партийность» того или иного депутата будет довлеть над его решениями.

Я очень много слышал речей, особенно по поводу Госдумы, что, дескать, один человек и его голос ничего не решает. Что со своей фракцией и только с ней он может что-то сделать. Все это так. Но все равно население его округа проигрывает при партийной избирательной системе. Если депутат по-настоящему работает со своими избирателями, им лучше будет за него персонально и голосовать.

Я согласен с теми, кто говорит: дело областного Совета — писать и принимать законы. Но давайте посмотрим на реалии сегодняшней России. У нас пусть и не нищая, но очень бедная страна. И когда человек с достатком (я не говорю здесь о криминальных элементах — это отдельный разговор) становится депутатом, мне кажется, это хорошо. Он может помочь «из своего кармана», и население на самом деле от этого только выигрывает.

Помимо законотворческой деятельности, депутат открывает приемную и заводит целый штат помощников, которые могут выслушивать тех, кто идет к ним с просьбами, и имеет возможности помогать этим просителям, в том числе и финансово. Да, кандидат в депутаты, располагающий такими ресурсами, намного сильнее кандидата, их лишенного. Но ведь сами эти ресурсы -они пойдут на благо жителей его округа. А при избрании по партийным спискам вот такие вещи уже неважны и, зачастую, бизнесменов вообще стараются не допустить до власти, заменив их на округах партийными функционерами.

— Вы сказали, что партийность может довлеть при принятии решений. Но ведь депутаты в муниципальных образованиях должны заниматься, прежде всего, хозяйственными вопросами: дорогами, ЖКХ, транспортом. А если депутат проведен по списку, партия его сюда поставила, перед ней ему и надо себя «показать«. Не может получиться так: вместо того, чтоб решать вопрос с ремонтом конкретного водопровода или шоссе, он все силы бросит на проведение какой-нибудь «патриотическо-политической» акции, которую «заметят» сверху?

— Вполне возможно и такое. Я вовсе не против партий, они необходимы в современном обществе. Но если брать уровень муниципалитетов, здесь жесткая зависимость решений от воли партии будет только мешать. Ведь лоббирование определенных интересов не всегда может совпадать с тем, что на самом деле нужно людям.

Кстати, я думаю, что отчасти от такой политизации всего и вся проигрывают сами ведущие партии. С одной стороны, при новой системе выборов «Единая Россия» имеет шанс провести, например, своего человека на округе, где традиционно силен какой-то депутат-одномандатник и где сегодня его никому не победить. Но с другой стороны — ведь люди тоже устают от того, что везде им навязывают определенную идеологию и, если быть совсем откровенным, одну-единственную партию.

И они могут проголосовать «против». У нас, конечно, загодя попытались «сгладить» такой протест, убрав графу «против всех», но это не значит, что все проголосуют теперь «как надо». Тем более в Новосибирске. У нас никогда не было крепостного права, здесь традиционно жили люди, не боящиеся стать в оппозицию, это я вам как кандидат исторических наук говорю.

— А если сократится число округов и вместо 40 их будет 20, ведь это тоже не очень хорошо? И когда все же будет известно окончательно, какая именно система выборов у нас будет принята?

— Сокращение числа округов и их укрупнение может сказаться на том, что людям теперь сложнее будет «достучаться» до депутата. К тому же 40 округов — вполне нормально для такого огромного города как Новосибирск. Уменьшать вдвое их число — по меньшей мере, нерационально с точки зрения эффективности управления. Но если оставить все как есть и ввести при том смешанную систему, автоматически удваивающую число депутатов, мы получим в горсовете 80 человек, а это уже чересчур. В общем, найти оптимальную схему непросто.

А определятся с данной схемой скорее всего весной, после выборов мэра. Так что время на то, чтобы посмотреть все «за» и «против», просчитать все варианты, есть. Конечно, если «сверху» не придет вдруг какое-нибудь решение, «удивительное» и отметающее все наши прогнозы. В нашей стране никогда нельзя ни в чем быть полностью уверенным.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать