В следующем году бонуса не будет

Вчера одиннадцатиклассники сдали последний экзамен в форме ЕГЭ. После провальных результатов предыдущих тестовых испытаний педагоги не питают иллюзий и по поводу ЕГЭ по математике.

Вчера новосибирские одиннадцатиклассники сдали последний экзамен в форме ЕГЭ

Константин Щенников говорит, что он бы предпочёл сдавать экзамены по старинке

После провальных результатов предыдущих тестовых испытаний педагоги не питают радужных иллюзий и по поводу ЕГЭ по математике, который обязательно, хотя и в качестве эксперимента, сдавали все выпускники нашей области.

Экзамен, как и полагается, проходил в строгой обстановке. Испытуемые пришли заранее, чтобы успеть пройти обязательную регистрацию. Затем школьников распределили по классам: в каждой аудитории не более пятнадцати человек. Ровно в десять утра они распечатали пакеты с двадцатью семью тестовыми вопросами, решить которые нужно было максимум за четыре часа. Но оказалось, что для многих учеников этого времени слишком много. Покидать пункты приема экзаменов некоторые из них начали, едва стрелка часов экзаменационной комиссии отмерила час после начала испытаний… Но это вовсе не потому, что ученики щелкают математические задания, как орешки, а наоборот, для большинства они оказались слишком сложными. Решив не «париться» и поскорее покончить с экзаменационным периодом, школьники сдавали бланки, которые свидетельствуют об уровне их освоения школьной программы по математике, заполненными не до конца. Впрочем, по словам многих учителей, термин «школьная программа» к экзамену по этой дисциплине в этом году вряд ли можно применить.

— Мы очень серьезно подошли к подготовке учеников к тестовой форме сдачи экзамена по математике, — рассказывает Нина Ремнева, учительница по математике школы N 128. Но, увидев задания, которые ребятам предстоит решить, я поняла, что едва ли многие из них доберутся до второй части работы. Это касается не только «гуманитариев», даже ребята с хорошими знаниями по математике бросали и не дописывали тесты. Последние задания решить смогли только те ребята, знания которых выходят за рамки школьной программы по этому предмету.

Сами одиннадцатиклассники, выходя из школы после последнего обязательного экзамена, жаловались не столько на сложность заданий, сколько на ущемление своих прав. По словам выпускника лицея информационных технологий Константина Щенникова, он бы предпочел сдавать экзамены по старинке.

— Сдать ЕГЭ намного тяжелее, чем классический экзамен. Здесь не смотрят на ход рассуждений, а только на результат. Во-вторых, снимают баллы за оформление. Ну а в-третьих, несправедливо, что раньше все могли выбрать форму сдачи экзамена, а у нас выбора нет. Мы чувствуем себя как подопытные кролики.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы N 128 Людмила Евгенова тоже считает, что лишать ученика права выбора формы сдачи итоговых экзаменов несправедливо.

— При работе с тестом ребенок остается один на один с сухими цифрами. Когда нет личного контакта с педагогом, ребенок может растеряться. Однозначно, такая форма работы подходит далеко не для всех школьников. Я думаю, что ребенок должен иметь право выбрать приемлемую для него форму сдачи экзамена.

Ирина Дырева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы N 128 согласна со своей коллегой. Она отмечает, что при переходе на тестовый вариант итоговых испытаний разработчики пренебрегли индивидуальными различиями, не взяли в расчет темперамент школьника. По мнению Ирины Феликсовны, с ЕГЭ хорошо справится сангвиник, а вот меланхолику выдержать такой стресс не всегда по силам.

Большинство педагогов сходятся во мнении, что тесты показывают не реальные знания ученика, а лишь объем его памяти. Споры о том, что единая форма сдачи экзаменов ударяет в первую очередь по «гуманитариям», не утихают давно. Но учителя отмечают, что ЕГЭ не всегда адекватно показывает уровень знаний и в области точных наук.

— Мы против обязательной тестовой формы контроля не только по гуманитарным, общественным дисциплинам, — продолжает Ирина Дырева, — но и по таким предметам, как математика, физика, химия… ЕГЭ не позволяет выявить творческий подход ученика к заданию. Хороший результат по тестовому заданию в первую очередь продемонстрирует способности ученика к зубрежке, к тренингу. Школьник, который склонен к научной деятельности, не всегда может себя показать на Едином государственном экзамене. Чаще всего тест негативно сказывается на итоговой оценке именно у успевающих выпускников с хорошими знаниями. Забавно, что на олимпиадах по математике, физике, химии наши школьники всегда были в числе лучших, а результаты по ЕГЭ свидетельствуют о низком уровне знаний. Как же так?

Но даже не заполнив экзаменационные бланки до конца, большинство ребят покидали классы, не беспокоясь за судьбу своего аттестата. Оценки за последний экзамен будут известны только через неделю, но даже сегодня они знают, что двойку в итоговом экзаменационном табеле напротив своей фамилии не увидит никто из них. В случае неудовлетворительного результата балл ученику завысят (так же как по литературе и русскому языку). Так что и в эксперименте тоже есть свои плюсы. В следующем году такого бонуса у школьников не будет, так как эксперимент, в котором участвовали ученики нескольких российских регионов, закончился. Настало время пожинать его плоды.

Поделиться:
Копировать