«Искусство живёт там, где есть тайна»

Знаменитый кинорежиссёр Кшиштоф Занусси приехал в Новосибирск для того, чтобы осуществить постановку спектакля на сцене театра «Старый дом».

Знаменитый режиссёр признался в любви к «сибирской России»

Знаменитый кинорежиссёр, театральный постановщик, лауреат Каннского и Венецианского фестивалей, советник по культуре Папы Римского Кшиштоф ЗАНУССИ приехал в Новосибирск для того, чтобы осуществить постановку спектакля на сцене театра «Старый дом».

Оказывается, знакомство Кшиштофа Занусси с нашим городом началось еще тридцать восемь лет тому назад: он побывал в сибирской столице, а точнее — в Академгородке, после показа своей первой полнометражной картины в московском Доме кино.

— Я столкнулся с неожиданной, неизвестной мне Россией и влюбился в нее больше, чем в московскую, — говорит режиссер. — Правда, не могу сказать, что Новосибирск — самый красивый город, который я видел в моей жизни… Помню, кто-то из городского комитета с гордостью сообщал мне, что домики из дерева подлежат сносу, а я думал: ведь это — самое красивое и характерное, что есть в Новосибирске. Меня поразил не столько сам город, сколько его жители. Среди ученых Академгородка я встретил людей, которые мыслили так широко, что Сибирь осталась у меня в памяти как остров свободного, смелого мышления.

Один из предков режиссера, дед по материнской линии, был рожден в Сибири, в семье ссыльного, а затем пешком вернулся на свою историческую родину в Европу. Семейная легенда гласит, что шел он целых три года, следуя за железной дорогой.

Впрочем, эту экзотическую легенду режиссер вспоминает довольно редко. В Европе гораздо больше известны его итальянские предки, некогда занимавшиеся строительством железных дорог, в том числе — из Варшавы в Петербург, а затем создавшие мощный промышленный конгломерат. В 60-е годы это «сказочно богатое» семейство от души сочувствовало молодому режиссеру, который никак не соглашался поселиться в Италии и предпочитал жить там, где «жить невозможно»: в «несчастной стране», в которой, во-первых, «холодно», а во-вторых — «коммунизм». Однако в 80-е годы пришло время реванша: Кшиштоф Занусси пригласил своих родственников на Венецианский фестиваль, где весь зал во главе с премьер-министром Италии в течение десяти минут аплодировал его картине…

Примечательно, что до сих пор только один русский театр сумел пригласить польского режиссера на постановку спектакля: ведущий театр России — МХАТ им. Чехова. Главную роль в московском спектакле 1991 года сыграла звезда театра и кино Екатерина Васильева. Сегодня уже известно, что в постановке «Старого дома» примут участие две новосибирские актрисы: народная артистка РФ Халида Иванова (неоднократный лауреат премии губернатора Новосибирской области, театральной премии «Парадиз») и заслуженная артистка РФ Вера Сергеева.

В октябре исполнительницы главных ролей отправятся в Варшаву и надолго обоснуются в загородном доме Кшиштофа Занусси (там их поджидают девять собак-лабрадоров и многочисленные кошки кинорежиссера). Дом этот давно уже стал местом встречи для творческой молодежи всего мира, и здесь, в свободной уютной атмосфере, можно будет тщательно поработать с текстом пьесы. В Новосибирск актеры привезут уже практически готовый спектакль, и 31 октября состоится долгожданная премьера.

В качестве основы для будущего спектакля была выбрана камерная пьеса современного американского драматурга Отто Эскина «Дуэт» — пьеса, многократно «проверенная» на сценах Америки и Европы. Эксклюзивность новосибирского проекта заключается еще и в том, что пьеса будет представлена русскому зрителю впервые.

— В «Дуэте» примут участие две исторические личности, — рассказывает Кшиштоф Занусси. — Легендарные актрисы — Элеонора Дузе и Сара Бернар. Две женщины, которые в XIX веке добились всего, о чем большинство из нас мечтает и сегодня: они были невероятно известны, фантастически богаты, и весь мир просто обожал их!.. Когда люди хотят задуматься о счастье, они обычно говорят о том, какие помехи встретились на их пути — о том, что не удалось. А как выглядит счастье с точки зрения людей, которым удалось все? Оказывается, на этой земле полного счастья не существует, и я надеюсь, эта мысль прозвучит в пьесе. Хотя главная особенность искусства в том и заключается, что оно всегда таит в себе некий сюрприз: если бы мы заранее знали, как будет звучать пьеса, мы бы получили китч. Искусство живет там, где есть тайна. Актерское мастерство, особенности зрительного зала, сценографии — все это может раскрыть нечто такое, что явится сюрпризом даже для меня самого.

«Дуэт» — это история о громкой славе, которая проходит, оставляя после себя красивую легенду… О женщинах, которые достаточно мудры и ироничны, чтобы взвесить и оценить прожитые годы. По мнению Кшиштофа Занусси, с того времени, когда жили и творили Сара Бернар и Элеонора Дузе, человечество не слишком-то изменилось. Во всяком случае, пока «нам не делают чипов в голове, мы те же самые, что и тысячу лет тому назад». Все, что могут рассказать о себе знаменитости далекого прошлого, напрямую касается и нас с вами, людей XXI века. Затронув «женскую» тему, Кшиштоф Занусси также упомянул о тревожной тенденции сближения общественных ролей женщины и мужчины. Каковы будут глобальные последствия смешения черт и характеров?

К своей работе режиссер относится в высшей степени серьезно и ответственно: ведь искусство — это поиски мудрости и красоты. Искусство несет в себе память об опыте многих поколений.

— Как жить человеку, который ревнует, но «Отелло» не видел? — задает риторический вопрос Кшиштоф Занусси. — Этому человеку обязательно нужно посмотреть «Отелло», чтобы лучше понять свое состояние. Если кто-то переживает конфликт между совестью и гражданскими обязательствами, пусть посмотрит «Антигону» и поймет, что уже более двух тысяч лет тому назад люди сталкивались с подобным конфликтом. В нашей жизни не будет столько встреч, столько примеров, чтобы мы могли научиться всему, и поэтому люди учатся с помощью искусства.

Что касается современного российского кинематографа, Кшиштоф Занусси полагает, что сегодня мы находимся в состоянии растерянности: производители как будто не понимают, для чего, для кого они делают свои картины. И что следует считать коммерческим кино. Если вспомнить не столь отдаленные советские времена, можно увидеть, что самым «продаваемым«, самым коммерческим режиссером, как это ни парадоксально, был Андрей Тарковский. А вот сегодня на экспорт идет Александр Сокуров — именно его фильмы, а не «9-ю роту» можно увидеть, например, в Барселоне. Получается, что «коммерческое кино» (в общепринятом смысле слова) почти всегда локально. Только избранные произведения искусства могут подниматься до универсализма и путешествовать по всему миру.

— Какова мера успеха? Деньги, которые приносит кинокартина? Или количество зрителей? — спрашивает Кшиштоф Занусси. — Один из школьников нашел очень простой ответ на этот вопрос: если во мне что-то изменилось, значит, я посмотрел хороший фильм. А если я остался таким же, каким был, или стал еще хуже — значит произведение искусства сделано плохо. Например, когда я бываю в Италии, я постоянно вижу на улицах лица, как будто сошедшие с экрана, из фильмов Федерико Феллини. Если бы я не видел картин Феллини, я бы попросту этих лиц не заметил, но режиссер показал, подсказал мне некоторые типажи, и теперь я смотрю на мир его глазами.

Помимо своей основной деятельности — режиссуры, Кшиштоф Занусси исполняет целый ряд дополнительных обязанностей. Например, является советником Папы Римского по вопросам культуры. На пресс-конференции, проходившей в «Старом доме», Кшиштоф Занусси приоткрыл завесу тайны, пояснив: что же такое он советует Папе Римскому.

— Ватиканский совет, на который съезжаются епископы разных стран, существует в течение более тридцати лет. Мы говорим о том, что происходит в современной культуре, в каком соотношении все происходящее находится с христианскими ценностями. Предыдущий Римский Папа Иоанн Павел II, который пригласил меня в совет, был когда-то актером, драматургом и на протяжении всей жизни оставался человеком, влюбленным в театр. Современный Папа более академичен, но он также стремится поддерживать с людьми искусства тесную связь. Моя не совсем приятная роль заключается в том, чтобы подсказывать людям костёла: культура — это область, к которой нельзя поворачиваться спиной! И политикам, и бизнесменам об этом также следует почаще напоминать.

В 1991 году Кшиштоф Занусси снял документальный фильм «Современная Россия». Оценивая эту свою работу с позиций дня сегодняшнего, режиссер называет ее «чистой журналистикой», «поспешным портретом», выполненным на заказ телевизионных компаний разных стран:

— Конечно, Россия стала совсем другой. Какой она станет в будущем, к чему она стремится? Это для меня большая загадка. В современном мире происходит столкновение: евро-атлантическая цивилизация противостоит народам ислама и Китая. Я не имею в виду угрозу вооруженного конфликта… Просто, когда я приезжаю во Владивосток и вижу, что половина людей на улице — китайцы, я боюсь: останется ли Сибирь страной, которая принадлежит Европе? Будет ли она говорить на русском языке? Так, Византия нынче принадлежит исламскому миру, и мы ездим в гости сами к себе — в Константинополь, забывая, что некогда этот город был частью нашей цивилизации…

Поделиться:
Копировать