Новосибирск 4.7 °C

Что, кроме знаний, должна дать школа?

27.05.2008 00:00:00

В Новосибирске прошёл экспертно-аналитический семинар «Общественное обсуждение реализации комплексного проекта модернизации образования»

Обсуждались достижения двух регионов — Новосибирской и Свердловской областей. По словам ректора института проблем образовательной политики «Эврика», доктора философии образования Александра Адамского, приглашенного в Новосибирск в качестве эксперта, именно Новосибирская и Свердловская области лидируют сейчас в реализации основных направлений модернизации образования.

Процесс системный и сложный

Как рассказал заместитель губернатора Новосибирской области Андрей Филичев, в 2007 году Новосибирская область стала победителем конкурса на государственную поддержку субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В результате из федерального бюджета система образования НСО получила 235 миллионов рублей (максимально возможная сумма бюджетной поддержки составляла 300 миллионов). Еще 230 миллионов — размер регионального софинансирования. Выделенные деньги пошли на укрепление материальной базы школ.

Продолжая знакомить собравшихся с достижениями Новосибирской области, заместитель губернатора сообщил, что с 1 февраля 2008 года все образовательные учреждения Новосибирской области перешли на новую систему оплаты труда и нормативное подушевое финансирование. Как результат — ликвидированы уравнительные подходы к оплате труда, практически искоренен принцип почасовой оплаты труда учителя, в результате которого нагрузка на учеников постоянно росла, а качество образования при этом снижалось.

Докладывая о других направлениях модернизации образования, Андрей Филичев рассказал о формировании новой системы государственно-общественного управления: «Никто, кроме самих учащихся и их родителей, не может знать лучше, каким должно быть качество образования».

Советы школ, действующие сейчас практически во всех образовательных учреждениях Новосибирска и области и объединяющие родителей, старшеклассников и представителей общественности, наделены конкретными полномочиями по участию в оценке результативности работы учителя и распределении материальных поощрений.

Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, выступая перед собравшимися, выразил мнение о том, что нельзя добиться коренных изменений в системе образования одними лишь грантовыми программами: «Это — процесс системный и сложный, требующий пересмотра многих управленческих подходов».

Это можно сделать только с новым поколением учителей

Одним из самых трудных сегментов модернизации системы образования является ее оптимизация. Под этим красивым словом подразумевается сокращение раздутых штатных расписаний и укрупнение малокомплектных школ. Говоря о последних, Александр Адамский подчеркнул, что маленькие сельские школы, укомплектованные учителями-многостаночниками, преподающими все предметы сразу, не могут дать качественного образования в его современном понимании. Что касается штатных расписаний, то, по данным Владимира Иванова, за 2007 год в школах Новосибирска было сокращено 2 тысячи ненужных ставок. Порядка тысячи учителей ушли на пенсию. Для них, безусловно, это было болезненным решением. Но…

— Мы хотим, чтобы наши дети получали не только базовые знания, но и социальный опыт, качественные умения и навыки. Это можно сделать только с новым поколением учителей, — резюмировал Виктор Толоконский.

С 1 сентября 2008 года в Новосибирской области на нормативно-подушевое финансирование перейдут не только все школы, но и все детские дошкольные учреждения. Это даст дополнительную нагрузку на бюджет — расходы увеличатся в 1,5 раза. Но зато, пообещал губернатор, доходы педагогических работников вырастут в два раза за счет все той же оптимизации: «Зарплата воспитателей на сегодняшний день сильно отстает от средней по области. Ликвидировать это отставание за счет простой индексации уже невозможно, да и нецелесообразно. Надо делать оптимизацию».

Каким должен быть современный педагог?

К Александру Адамскому как к эксперту были в первую очередь обращены вопросы, касающиеся качества образования. Каким должен быть современный учитель? Что он должен уметь? Какова роль общественных институтов в современной системе образования? По каким критериям в дальнейшем будет оплачиваться труд педагога?

Александр Изотович рассказал, что как раз сейчас принимается решение о создании федерального совета по качеству образования. Затем будут созданы региональные советы подобного профиля. Возможно, один из первых таких институтов появится в Новосибирске.

— Раньше считалось, что школа должна дать ученику определенный набор базовых фундаментальных знаний. Он, в свою очередь, должен подтвердить наличие этих знаний на выпускных испытаниях в форме ЕГЭ или традиционных экзаменов, — рассказал Александр Адамский. — Теперь эксперты приходят к тому, что школа должна давать не только базовые знания, но и определенные компетенции, такие как коммуникабельность, толерантность, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения, способность адаптироваться в коллективе, навыки по самообучению, самопрезентации.

Проблему малокомплектных школ, продолжал Адамский, решить тоже довольно тяжело. Но здесь дело в другом. Теоретически, выход существует: сетевой формат образования. Эта модель уже достаточно хорошо развита на Западе. Вся программа средней школы разделена на модули. Ученики, по своему желанию, выбирают эти модули. Таким образом, за годы учебы они могут сменить несколько школ (в разных школах модули разные) и получить различный объем знаний по разным предметам в зависимости от личных предпочтений. У нас механизм сетевого модульного образования пока не отработан законодательно. Между тем 5–7 процентов всех российских учеников учатся в малокомплектных школах. Соответственно, не могут рассчитывать на получение образования такого же уровня, как другие их сверстники.

Отработать модель сетевого образования, и не только, возможно, помогут инновационные школы. По словам Александра Адамского, их будет 2–3 процента от общего количества школ в стране, то есть не больше 500. Юридически они будут позиционироваться как федеральные инновационные площадки, получать подобающее финансирование и отрабатывать самые передовые технологии в образовании. Одной из федеральных инновационных площадок могла бы стать Новосибирская физматшкола при НГУ.

В Новосибирске появятся школьные инспекторы

В 2008 году систему образования Новосибирской области снова ждет много нового. Во-первых, принято решение о введении должности школьных инспекторов.

— Должен быть опытный человек с большими полномочиями, который контролировал бы соблюдение прав учителей и учеников, наблюдал за осуществлением учебного процесса в соответствии с Конституцией, — объяснил суть решения Виктор Толоконский.

Еще одно новшество — система выявления и развития одаренных детей. Школа, которая сможет собрать класс из особо талантливых в какой-либо области учеников, получит существенное дополнительное финансирование.


Подводя итоги семинара в Новосибирске, Александр Адамский констатировал, что сейчас наступает рубежный этап реформы образования. Различные комплексные проекты входят в завершающую фазу и эксперты на федеральном уровне будут определять, какие подходы оказались эффективными, какие — нет: «Те формы работы, которые признают эффективными, получат существенное увеличение финансирования в будущем. Национальные проекты станут национальными программами. Поэтому программа-максимум для педагогов на местах — доказать перспективность разработанных и апробированных ими инноваций».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: