В джазе только дедушки, или Их ответ Бекмамбетову

На экраны вышла одна из самых ожидаемых премьер года — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».

На экраны вышла одна из самых ожидаемых премьер года — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»

Возвращение через десятилетия к старым историям сейчас модно. Вспомнить хотя бы «Иронию судьбы-2» или готовящееся к выходу на экраны продолжение истории трех мушкетеров. Но с Индианой Джонсом, продолжение приключений которого выходит на экраны после 19-летнего перерыва, — совсем другая история. Это не ностальгическое «как молоды мы были», а безапелляционное заявление о том, что года — ерунда и пороха в пороховницах у старой гвардии — хоть отбавляй.

Не напрасно герои фильма в 1989 году испили из чаши Грааля, дарующей вечную молодость. Индиане — Харрисону Форду — скоро исполнится 66. Но кто сказал, что пенсионный возраст для главного героя приключенческого боевика должен быть помехой? Его подруга Мэрион тоже уже не девочка (Карен Аллен — 56) — но это не мешает ей быть первой леди «Королевства хрустального черепа». Стивену Спилбергу 62, Джордж Лукас старше его на год — при этом создатели фильма хулиганят, как дети на школьной переменке, отговариваясь тем, что «это не старость, это — опыт». И все это — под бессмертный «Марш искателей» пятикратного оскароносца Джона Уильямса, который в свои 76 и не думает отходить от композиторских дел.

Любите ли вы собаку Лукаса так, как люблю ее я?

История Индианы Джонса началась в 1977 году, когда две легенды американского кино, Спилберг и Лукас, предавались отдыху на Гавайях. По легенде, во время совместного строительства замка из песка Спилберг признался, что у него есть мечта: стать режиссером «бондианы». Но Лукас сообщил, что у него есть идея получше… Так появился на свет «недобонд» — немного недотепистый, но обаятельный профессор археологии, авантюрист и искатель приключений, не расстающийся с хлыстом и старой фетровой шляпой. Имя Индиана он получил в честь собаки Лукаса.

Первый фильм, «Искатели потерянного ковчега», был посвящен поискам Моисеевых скрижалей. Он вышел в 1981 году, имел колоссальный успех и получил четыре «Оскара». Спустя три года появился «Индиана Джонс и храм Судьбы», в котором Инди со товарищи разыскивали таинственные камни Шанкара. И, наконец, в 1989-м — «Индиана Джонс и последний крестовый поход», где герои замахнулись на поиски Святого Грааля.

Действие всех трех фильмов происходило в 30-е годы, когда мир был на грани Второй мировой. В качестве карикатурных «главных злодеев» выступали в основном нацисты, экзотика била из всех щелей, змеи ползали, скелеты таились в каждой подворотне, а бессменный исполнитель роли Индианы Харрисон Форд стрелял, скакал, разгадывал ребусы, уходил от погонь, читал лекции, бегал по подземельям, время от времени соблазнял женщин… И все это — самолично, без дублеров. Кайф.

Главное — чтобы костюмчик сидел

О намерении снять четвертый фильм цикла заговорили вскоре после выхода третьей картины, было забраковано несколько вариантов сценария, после чего дело заглохло. Всерьез за работу взялись лишь в 2002 году, когда был подписан договор на использование сценария Фрэнка Дарабонта. Речь там шла в основном об инопланетянах. Сценарий был одобрен Фордом и Спилбергом, но категорически не понравился Лукасу. Наконец, в 2005-м пригласили сценариста Джеффа Натансона, после чего Харрисон Форд примерил костюмчик 19-летней давности и с удивлением обнаружил, что он ему все еще впору.

Фильм снимали «по старинке» — на кинопленку, с минимумом визуальных эффектов. Все в лучших старых традициях: длинные кадры, много действия, максимум трюков… Тем не менее, российским поклонникам трилогии придется тяжеловато…

Паранормальная балалайка товарища Сталина

Действие фильма происходит в 1957 году, в разгар холодной войны, и главными врагами всего сущего (с американской, конечно, точки зрения) являются русские. И на протяжении двух часов профессору археологии (и, как выясняется, по совместительству еще и полковнику ЦРУ) предстоит тягаться с суперкомандой кагэбэшников под предводительством безжалостной украинки Ирины Спалько (Кейт Бланшетт) — трижды лауреата ордена Ленина, героя Соцтруда, специалиста по «паранормальным военным проектам» и любимицы Сталина.

Вот тут можно начинать интересоваться тем, что «какой Сталин, на минуточку, дело происходит через год после ХХ съезда партии»… Но лучше расслабиться, держать в уме тезис о том, что все это — сказка, и постараться как-то поспокойнее воспринять советских агентов, устраивающих пляски вприсядку вокруг костра. Разумеется, под балалайку.

На правдоподобие «Королевство хрустального черепа» никак не претендует — и сюжет, если попытаться его изложить, будет выглядеть дистиллированным бредом. Для начала агенты КГБ захватывают атомный полигон в Неваде, где находится склад артефактов (кстати, именно там был «похоронен» ковчег из первого фильма). И заставляют Индиану искать ящик с загадочными инопланетными мощами. В результате все, разумеется, перерастает в восхитительную драку, нечаянно нажимается красная кнопка… И полковник Джонс (супергерой он или нет?) выживает чуть ли не в эпицентре ядерного взрыва, спрятавшись в холодильнике. Ну и кто его в этом обвинит?

Потом появится байкер-стиляга Пес Уильямс (звезда «Трансформеров» Шиа ЛаБёф), который соблазнит Инди пуститься на поиски мистического хрустального черепа — по древним кладбищам и буйным джунглям, по подземельям и водопадам. Параллельно Индиана будет спасать спятившего коллегу-археолога (он заглянул черепу в глаза и тех пор изъясняется исключительно ребусами, метафорами и цитатами из Мильтона). Кроме того, в руках у злых кагэбэшников обнаружится старая любовь Индианы Джонса — Мэрион. Та самая, которую он систематически бросает на протяжении вот уже тридцати лет — и которая совершенно случайно оказывается мамой Уильямса, который совершенно случайно оказывается… ну вы поняли. И тут приключенческая комедия обретает ясные черты еще и комедии семейной.

Сын за отца…

Даже удивительно, что в титрах фильма нет пометки «Году семьи в России посвящается». В разработке темы воссоединения отцов и детей наш вечный «ответчик Голливуду» Тимур Бекмамбетов с его «Иронией судьбы» и в подметки не годится «Королевству хрустального черепа». Пес Уильямс (он же — Генри Джонс Третий) — достойный продолжатель дела Индианы. Правда, орудует он уже не хлыстом — ножом, а для придания себе уверенности хватается не за шляпу, а за расческу. Но и с тем, и с другим он управляется с фирменной фамильной бравадой, и мотоцикл водит лихо, и с наблюдательностью у него все в порядке… В общем, у Индианы появился достойный… нет, не продолжатель и не «наследник». Партнер. Сам же Пес, поначалу глядя на Индиану с легким презрением («подумаешь, какой-то учитель!»), постепенно проникается уважением («а для старика ты неплохо дерешься»), плавно переходящим в восхищение. И ветер приносит к его ногам знаменитую шляпу археолога, и мальчишка уже готов примерить ее на себя… Казалось бы, вот она — преемственность поколений в чистом виде, но…

Но Харрисону Форду и его герою еще рано на покой — и шляпа водружается на свое законное место. Стало быть, и старики еще повоюют. И, по всей видимости, вместе с молодыми. У них неплохо получается.

Кстати, Лукас намекал на то, что он не прочь в ближайшем будущем заняться пятой частью. Так что поклонникам цикла (а их после четвертого фильма, возможно, прибавится) есть чего ждать. Хорошо, если это ожидание не растянется еще на 20 лет!

Поделиться:
Копировать