Новосибирск 2.4 °C

Время думать

23.05.2008 00:00:00

О чём нужно помнить, выбирая для своего ребёнка школу

Нынешнее образование школьников все больше напоминает процесс заполнения фаршем колбасы. Разнокалиберные знания в произвольной пропорции с силой затрамбовываются в ученика все годы обучения в школе. После чего, потеряв всякую возможность их извлечь (из-за сложности доступа и отсутствия ориентиров, где что у него в голове хранится), ребенок по мере необходимости извлекает из этого хранилища первое, что попадет в руки. Чем и пользуется.

Если всего 150 лет назад считали, что ребенку нужно больше думать, чем читать (так говорил митрополиту Антонию Сурожскому его отец), то теперь, кажется, абсолютно все уверены, что намного важнее чтения для ребенка запоминание. Вопрос о необходимости мышления в этом контексте даже не поднимается.

Похоже, большинство людей (по совместительству еще и родителей) полностью уверены, что все открытия уже сделаны, все изобретения уже изобретены. А для достижения собственного и мирового счастья нужно всего лишь все это добросовестно выучить. Заблуждение столь же далекое от жизни, сколь и опасное.

Не касаясь проблем государственных и общечеловеческих (хотя провозглашенный в России путь инновационного развития ставит вопрос о порочности подобного обучения и невозможности достижения поставленной цели сегодняшними образовательными методиками), попробуем посмотреть на школьное обучение глазами специалистов. (Использованы исследования Н. М. Римашевской, Е. Б. Бреева, А. Шабуновой. «Народонаселение» N 1 и 5 за 2007, исследования Чередниченко «Молодежь России»). И решить для себя, что мы выбираем.

Только факты о здоровье школьников. Уже стало общим местом признание того, что сегодняшнее обучение в школе ведет к постоянному нарастанию психо-эмоциональных нагрузок ребенка. Знаете ли вы, что безобидное (с точки зрения родителей и учителей) обучение скорому письму, так называемое безотрывное письмо, является для ребенка сильнейшим стрессом?

Ученые выяснили, что за год обучения такому письму школьник теряет от 6 до 8 лет жизни. А по тратам энергии оно в 2,5 раза превосходит овладение техникой игры на фортепиано (усугубляет положение ребенка еще и то, что игре на фортепиано он обучается семь лет, а письму обязан научиться за шесть месяцев).

Уже через 20 минут такого обучения письму у детей обнаруживаются все признаки стенокардии, одновременно с которыми идет сбой природных ритмов развития и разрушение эндокринной системы.

Система школьного обучения, в которой ученик должен жестко исполнять приказы, в том числе часами сидеть, не меняя позы, подвергалась жесткой критике еще в советское время. Сейчас как будто все забыли об исследованиях ученых, которые еще десятки лет назад писали о том, что детский организм может развиваться только в движении! Если движение ограничивается, развитие замедляется. В том числе и умственное — если уж физическое родителей не волнует!

Но нынешняя система обучения, нацеленная на программы повышенной сложности (лицеи, гимназии, специализированные школы или просто классы с повышенной сложностью обучения), требует от детей все больше усилий для усвоения знаний и, соответственно, все больше времени для домашних уроков и, соответственно, неподвижного сидения тоже… В школах с гимназической программой первоклассники готовят уроки больше часа (после пяти, а часто шести уроков, проведенных перед этим в школе).

Повышенные требования в гимназических классах и школах ведут к повышению утомляемости школьников, снижению их иммунитета и, понятно, худшей умственной работоспособности. У гимназистов в 1,5–2 раза чаще, чем у учащихся обычных школ, отмечаются головные боли, страхи из-за невыученных уроков. Примерно в те же два раза у них выше слабость и утомляемость, частые колебания настроения и слезливость после занятий. Заметьте, все это на общем фоне ухудшения здоровья детей.

Если в 1994 году доля новорожденных детей первой группы здоровья составляла 8%, то в 2004 году уменьшилась до 1% (то есть в восемь раз). Не менее впечатляющие разрывы в оценке здоровья детей 1994 и 2004 годов рождения в возрасте от года и трех лет.

Ученые Института мозга выяснили, что практически у всех современных детей нарушены регуляторные функции центральной нервной системы, мозговое кровообращение и биоэлектрическая активность коры головных полушарий. По разным причинам дети еще в материнской утробе испытывают голодание, при родах у них бывает длительный безводный период — но детский организм, который очень силен, в обычной ситуации способен компенсировать эти повреждения.

В обычной ситуации — это без чрезмерных физических и умственных нагрузок! Без длительного неподвижного сидения за партой, без высокой интенсивности занятий, без страха — «ой, ошибусь, ой, не отвечу, ой, от учительницы и мамы попадет…» В этих условиях состояние здоровья будет только ухудшаться, а школьные успехи будут только уменьшаться — и не по вине ребенка.

Таким образом, можно просто воочию увидеть связь плохого здоровья, все ухудшающегося на фоне непосильно высоких и не соответствующих физиологическим возрастным особенностям ребенка школьных требований, и низкого качества получаемого образования.

О воздействии тела на душу. Сегодняшняя настоящая цель школьного обучения, как бы ни камуфлировали ее разными красивыми словами о свободном развитии способностей ребенка, творческом подходе к его обучению и воспитанию толерантной (то есть до того свободной, что на все способной) личности, — как можно быстрее дать как можно больше информации ребенку. Причем не через понимание, а через дисциплинированное заучивание.

Доктор медицинских наук, ученый физиолог, академик РАН, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования правительства Москвы В. Базарный называет этот процесс информационным насыщением, осуществляемым по законам принудительно-инструктивного программирования.

Более того, он считает, что, даже став взрослыми, эти дети продолжают механически жить по законам, заученным в школе. В переводе на русский язык это выглядит так: приказали — пошел; приказали — бросил; не приказали — не спас, не помог, не вытащил… (Не правда ли, сильно напоминает необъяснимое поведение некоторых правонарушителей из сводок УВД?)

Подводя итоги. Отдавая ребенка в школу, каждый родитель выбирает цель, которой он хочет достигнуть. Как бы ни были амбициозны планы, поставленные родителем перед малышом, стоит заранее посчитать, во что обойдется семье результат.

Выбор школы с особым обучением подразумевает не только обязательные денежные доплаты из родительского кармана на так называемое развитие школы, но еще и душевные, физические и временные траты ребенка на такое усиленное школьное обучение. Часто непосильные для него не только в детском и подростковом возрасте, но ложащиеся непосильным бременем на всю его дальнейшую взрослую жизнь.

Здоровье, радость, развитие тела и чувств ребенка — залог его высоких способностей сегодня и всегда. Выбирать надо не престиж, не количество дополнительных часов неподвижного сидения в душном классе, а удовольствие от занятий, общения со школьными друзьями. Выбирать для малыша надо свободное время для игр, мечтаний, дум и любимых занятий… Причем самим ребенком выбранных и им самим любимых! А никак не его родителями и их знакомыми и друзьями, лучше малыша знающими, чего ему хочется, что нужно и что ему понадобится в будущей жизни.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: