Новосибирск 1.8 °C

ФМШ, СУНЦ, далее?

22.05.2008 00:00:00

В 45 лет уникальное учебное заведение обдумывает новую жизнь

Созданная отцом-основателем из «ребра» НГУ физматшкола, а ныне Специализированный учебно-научный центр НГУ имени академика М. А. Лаврентьева уже не первый день хочет жить лучше, соответствовать требованиям времени, работать масштабнее.

Первый председатель оргкомитета Всесибирской олимпиады школьников член-корреспондент АН СССР Г. И. Будкер с детьми. 1962 год

О славной судьбе и истории ФМШ написаны книги, защищены диссертации, слава о ней давно разошлась по всему миру (даже в Силиконовой долине полно ее выпускников). От знаменитых летних олимпиад до собственного театра — кажется, обо всем уже написано, все для истории документировано, и, в принципе, в ее устройстве можно почти ничего не менять: структура надежная, проверена временем, и плоды ее деятельности всем известны.

13 тысяч выпускников, каждый четвертый из которых — с ученой степенью, в том числе полтысячи докторов наук. 70 процентов вчерашних «фымышат» становятся студентами НГУ, а также поступают в другие престижные вузы страны. 40 процентов призовых мест в областных олимпиадах школьников, как правило, тоже за учащимися СУНЦ, регулярно они в числе лидеров и призеров всероссийских и международных детских состязаний в математике и естественных науках. Уникальная школа давно стала своеобразной международной методической лабораторией и образцом для подражания очень многих регионов России и зарубежных стран. В последние годы опыт ФМШ перенимают в Казахстане и в Корее. А сами стены СУНЦ помогают проводить здесь десятки научно-практических конференций учителей. И т.д. и т.п.

О чем в минувшую пятницу в нешироком кругу «заинтересованных лиц» коротко рассказал нынешний директор СУНЦ доктор физико-математических наук Николай Яворский.

Разговор «за круглым столом» в стенах СУНЦ на этот раз был отнюдь не юбилейный, а наоборот — предельно откровенный. И тональность его была в значительной мере обусловлена тем, что в нем принимали участие губернатор Виктор Толоконский, председатель СО РАН академик Николай Добрецов и, естественно, представители НГУ и самого СУНЦ.

Будем откровенны, разговоры о дальнейшей судьбе этого учебного заведения ведутся давно, они с завидной периодичностью и постоянством звучат даже на всех юбилейных торжествах, и кое-что для улучшения положения, безусловно, делается. В частности, в прошлом году было подписано четырехстороннее соглашение между обладминистрацией, СО РАН, НГУ и СУНЦ о сотрудничестве, которое заметно улучшало организационную и финансовую помощь школе.

Общероссийская и региональная диспозиция

Коротко суть ее заключается в следующем. Испокон веку существует понятие одаренных детей: называй их, как хочешь — от вундеркиндов до детей индиго. Ничего уж тут не попишешь, но один малыш начинает говорить связно тогда, когда иной, правда, редкий его сверстник уже как орехи щелкает сложнейшие математические задачи или сочиняет первую пьеску для фортепиано.

И всегда любое общество — от «бронзового» века до постиндустриального — заинтересовано в том, чтобы редкие способности одаренных детей начинали как можно раньше и с большей отдачей работать на государство, страну, других людей, в конце концов.

Несмотря на большую склонность к всеобщей уравниловке, даже социализм искал и находил пути ускоренного развития редких способностей. Академик М. А. Лаврентьев — из числа тех людей, кто понимал, что науку и цивилизацию вперед ведут Моцарты и Ландау. И, счастливый случай, в нем соединилось это понимание практических задач и природной любви к детям как таковым (все архивные снимки говорят о том, что такой искренности общение изобразить невозможно).

И вслед за НГУ завертелось колесо знаменитых олимпиад в Академгородке, из которых, как из некой туманности, начинала формироваться звезда ФМШ.

Но прошло время, и настал час, когда всем, в том числе и в самом СУНЦ, стало ясно: старым багажом долго не проживешь, и к тому же реалии рыночной экономики современной России изменили систему образования по иным позициям радикально. Продолжать укрываться даже богато украшенным халатом прошлого уже невозможно. Нужно расти и развиваться вместе с университетом и Сибирским отделением. Тем более уже слышен стук в дверь завтрашнего технопарка. И какие будут задачи в дне завтрашнем — одному Богу известно, но именно завтра НГУ будет увеличиваться, как некоторые полагают, в разы — количественно, а задачи подготовки кадров для науки имеют тенденцию не упрощаться, а усложняться.

Не в деньгах счастье, а в их количестве…

Одаренный ребенок стоит сегодня дорого. Не в том смысле, что его геном дорого ценится на рынке (доживем, может быть, и до этого), а в том, чтобы по-настоящему развить его способности, нужно потратить большие деньги.

В обычной общеобразовательной школе обучается несколько сот или даже более тысячи ребят, и педагогический коллектив насчитывает несколько десятков человек. В год на одного ребенка здесь тратится в среднем (очень условная цифра, включающая компьютеризацию школы, новое оснащение кабинетов и т.д.) около двадцати тысяч рублей.

В физматшколе с 500 учащимися работают 262 преподавателя (71 штатный и 191 совместитель), и совокупный годовой бюджет составляет 70 миллионов рублей. Весьма значительную часть стоимости обучения сегодня оплачивают сами родители. Но далеко не каждая семья, особенно из отдаленной глубинки, в состоянии потянуть это, тем более в перспективе нужно будет содержать в городе подрастающего одаренного ребенка еще неопределенный срок — дети нынче взрослеют поздно. Да и само участие в олимпиадах как отборочном цикле выявления одаренных детей уже совсем не то, что было при Лаврентьеве. Деньги сегодня если и не решают все, то многое определяют. И, хочешь-не хочешь, поневоле оказывается так, что почти половина принятых в конечном счете на учебу в СУНЦ — в основном из нашей области, а половина половины — из Новосибирска, и львиная доля — из Советского района. Такая вот не очень веселая арифметика. Парнишке в валенках из сибирских Холмогор ныне не только в столицу не добраться, но даже не всегда повезет до Академгородка.

Но даже при всей дороговизне современного «решета» отбора талантов, а затем последующего обучения в СУНЦ, сами преподаватели получают от этого очень немного (если не сказать копейки). Средняя зарплата штатного преподавателя — 7301 рубль. Совместителя — чуть более двух тысяч. И вот что интересно: руководство СУНЦ находит-таки людей, кто по мало понятным стороннему человеку мотивам соглашается работать с ребятами. Яворский привел такой пример: приглашают на работу по совместительству доктора наук из института СО РАН при его зарплате в 50 тысяч рублей, и он соглашается. Вот уж поистине не в деньгах счастье и смысл деятельности для российского интеллигента! Впрочем, еще больше таких, кто штатно работает за эти самые несколько тысяч рублей и получает от своей деятельности огромное удовлетворение — духовное, которое, однако, считает директор, нужно немедленно подкреплять зарплатой, иначе завтра энтузиастов не будет вовсе.

Вопрос не в вывеске, а в сути

Сегодня де-юре положение СУНЦ таково: он является структурным образованием НГУ со всеми вытекающими отсюда хорошими и не очень последствиями: подчиненность Минобрнауке и руководству университета, однако же это и статус федеральной образовательной структуры, где преподаватель — это одновременно и ученый, а не рядовой учитель рядовой муниципальной школы. Все здания физматшколы, кстати, на балансе СО РАН, а это тоже весьма приличные на содержание и ремонт деньги. И академик Николай Добрецов намерен вдвое увеличить затраты на их обновление уже в текущем году. Всего же на «доводку» до современной кондиции нужно потратить около 50 миллионов рублей. Ясно, что такие средства «на дороге не валяются».

Есть путь — и он в последние годы в разговорах звучал уже не раз — войти в структуру общей системы образования. Но только в последнее время это направление стало обсуждаться как возможное в связи с тем, что многое меняется и в самой средней общеобразовательной школе: вплоть до самостоятельного решения кадровых и финансовых вопросов. Что касается областной администрации, то губернатор буквально на днях подписал распоряжение о создании специального центра по работе с одаренными детьми. То есть областная программа такого направления в ближайшее время все равно будет запущена. И она предусматривает опять же трансляцию и расширение опыта деятельности ФМШ.

То есть дело за «малым»: на базе СУНЦ хорошо бы создать такую структуру образования, которая бы отвечала потребностям СО РАН и НГУ в качестве основного плацдарма выявления и подготовки талантливой молодежи и одновременно стала бы крупным звеном в региональной системе образования, своего рода неким учебно-методическим ядром в работе в одаренными детьми. При этом, говорил губернатор, нужно ставить задачу шире: коли уж Новосибирску и области суждено стать авангардом теперь уже не только научной, но и в целом инновационной деятельности, то нужно позаботиться о том, чтобы создать здесь условия для раскрытия талантов одаренных людей вообще.

Договорились пока все вместе серьезно подумать. Решение принять непросто: дело предстоит хоть и привлекательное, но неизведанное. С одной стороны — понятно, что роль региональных властей год от года увеличивается, и роль государственного, по сути, межрегионального образовательного учреждения впечатляет. И есть шанс сохранить статус-кво структуры высшей школы.

Похоже, что 45-й юбилейный год будет для ФМШ-СУНЦ очень непростым.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: