Политолог Александр Ципко уверен, что стоит
Фото автора
Александр Ципко один из самых «ершистых» российских политологов. Он всегда выступает эмоционально, что называется, с жаром. Поэтому публичная полемика его с оппонентами вовсе не редкость. В Новосибирске доктор философских наук, главный научный сотрудник РАМН не так давно побывал на «круглом столе» в нашем городе он размышлял о «Плане Путина» («ВН« об этом уже рассказывал). А на форуме
Все просто: наши люди, когда говорят о будущем и пытаются его прогнозировать, берут за труд выяснить настоящее. Кстати, у Путина в Послании заявлена исходная позиция: кто мы такие сегодня есть; с чем мы вышли после эксперимента коммунизма; каковы наши проблемы и возможности? Значит, нужно говорить обо всем этом, говорить о наших серьезных проблемах: о расколах современной России, о том, что угрожает нашей политической стабильности
Вместо этого мы подменяем серьезный анализ политической, экономической, социальной ситуации в России разговорами вообще. А ведь перед нами чрезвычайно сложная ситуация. И вот мы слышим, как в начале прошлого века: не нужна нам западная цивилизация, у нас свой, особый, путь и своя, особая, система ценностей. Причем никто не говорит, какая это система
А к кому вы относите себя?
Я считаю себя в русской традиции сознательным, просвещенным патриотом. Но я не нашел ни у Достоевского, ни у Константина Леонтьева, ни у одного русского мыслителя концепции
Ну,
А что, духовность это вообще не западная ценность? На мой взгляд, мы действительно особые, у нас особый путь и есть уникальные цивилизационные достижения. Но, кстати,
«Что делать?» традиционный российский вопрос.
А вы знаете анекдот советских времен о партсобрании в колхозе? Выходит секретарь партийной организации и говорит: «Есть два предложения обсудить проблемы ремонта курятника или обсудить строительство коммунизма». Все, естественно, проголосовали за коммунизм, потому что для ремонта нет кирпича и досок И здесь так же: вместо того чтобы проанализировать ситуацию в России и наши реальные возможности, придумали все эти разговоры об особой цивилизации.
И до Маркса говорили, что исчезнет европейская цивилизация, но она уже, слава Богу, и двести лет после Маркса живет, и довольно успешно. Ничего другого, кроме ценностей христианской цивилизации, в которой мы выросли, придумать нельзя.
Но политики все равно эту тему обсуждают.
Хочу сказать, что у Владислава Суркова идея суверенной демократии абсолютно не идея особого пути. Он просто сказал о тех же вещах, о которых говорили Иван Ильин и Петр Струве: в России можно реализовать демократические ценности только в том случае, если она будет независимой державой.
Вот вы Маркса помянули. Он,
На мой взгляд, Маркс актуален сегодня как пример кризиса дедуктивного мышления, которое, конечно, красиво по логике построения, но не имеет абсолютно никакого отношения к реальной жизни. А ведь Маркса поймали еще его современники! Это только мы в Советском Союзе ничего не знали
Современники Маркса читали его «Капитал» и сразу сказали, что Маркс обманывает. Об этом было написано в так называемой «Синей книге». Тем не менее, мои дорогие, мы воплотили в жизнь марксистскую доктрину. И Маркс ведь писал в конце жизни в письме к Вере Засулич, что Россия единственная страна, которая построит социализм. Вот так!
Бог с ним, с Марксом. Кто,
Я сегодня называл уже много имен и Ивана Ильина, и Петра Струве Добавлю Семена Франка. Все это были западные люди, но русские патриоты, и к вздору об особой системе ценностей никакого отношения не имеют.
Из ваших слов можно сделать вывод, что мы боимся Запада.
Реальная политика это одно. Я согласен, что Запад, к сожалению, не учитывает наши интересы, навязывает свои представления. Я не против того, что нужно признать Абхазию, но это же совершенно разные проблемы: в какой системе ценностей мы живем и как мы должны относиться к тем или иным проявлениям западной политики. То, что мы можем конфликтовать с ними, отнюдь не означает, что мы должны выходить из этого мира и придумывать
У наших людей нормальное представление о ценностях, о достоинстве. Они хотят нормальной жизни, хотят, чтобы их уважали. Ведь сколько наших людей унижали! Сначала крепостное право, потом после короткого периода советская власть опять сделала их крепостными
Тогда какова же главная задача власти?
Власть должна строить политику, исходя из уважения к своему народу.