«Двадцать одно»: о пользе математики

Режиссёр «Блондинки в законе» развеял великую студенческую мечту о красивой жизни.

Режиссёр «Блондинки в законе» развеял великую студенческую мечту о красивой жизни

«Выигрыш есть — можно поесть». Фраза «на удачу» (которую вот уже сорок лет повторяют в казино Лас-Вегаса, сорвав банк), повторенная тысячекратно, все-таки работает. Фильм «Двадцать одно» полмесяца держался в абсолютных лидерах американского проката, собрав 62 миллиона долларов (что почти вдвое перекрыло бюджет фильма), и стал первым неанимационным фильмом этого года, у которого есть шанс добраться до заветной отметки в сто миллионов.

Неудивительно: все условия для того, чтобы собрать кассу, здесь есть. Это и достаточное количество занятых звезд (Кевин Спейси, Лоуренс Фишборн, Кейт Босворт), и популярные во все времена молодежные проблемы с учебой и личной жизнью, и полный спектр атрибутов «красивой жизни», и даже сверхмодная в последнее время пометка «по мотивам реальных событий».

Документальную основу фильму обеспечила группа студентов-математиков из Массачусетского технологического института, которая, приложив свою теоретическую подготовку к грубой практике, и разработала эксклюзивную систему подсчета карт при игре в блэк-джек (по-русски — «очко») и на протяжении многих лет «бомбила» лучшие казино Лас-Вегаса. Достоянием широкой общественности эту историю сделал Бен Мездрич, написавший в середине 90-х документальную книгу с исчерпывающим названием «Удар по казино. Реальная история шести студентов, обыгравших Лас-Вегас на миллионы долларов». Достижения гениев математики немедленно стали национальной сенсацией, но, как нетрудно догадаться, положили конец их «маленькому бизнесу». И в конечном счете вдохновили режиссера «Блондинки в законе» и «Свидания со звездой» Роберта Лукетича снять нечто по мотивам.

Итак, Бен Кэмпбелл (Джим Стерджесс, «Через Вселенную») — классический (впрочем, весьма симпатичный) «ботаник». Он прекрасно учится, на досуге вместе с друзьями конструирует роботов и мечтает учиться в Гарварде. Собственно, и Гарвард не против заполучить перспективного студента. Но есть одно «но»: обучение стоит 300 тысяч долларов, а на стипендию, которая покроет стоимость обучения, кроме Бена, претендуют еще десятки точно таких же блестящих умов. И подработка в магазине готового платья за 8 долларов в час вряд ли поможет решить эту проблему.

Но все меняется, когда на таланты Бена обращает внимание свойский («зовите меня просто Микки») и обаятельный профессор математики (Кевин Спейси). Оказывается, во внеучебное время он «тренирует» выигрывать в блэк-джек целую команду молодых талантов, а по выходным вывозит своих подопечных «на практику» в Лас-Вегас, город, где сбываются мечты. Нет, ничего противозаконного: работа в команде, подсчет карт, система тайных знаков, переодевания, фальшивые документы… Зато накопить на обучение при таком раскладе — не проблема. А плюс ко всему в круг картежников входит и девушка, на которую Бен давно заглядывается (Кейт Босуорт). И Бен соглашается.

И вот под крылом самолета блещет огнями столица развлечений, на смену общаге приходят люксовые номера, вместо университетских баров — лучшие казино и стрип-бары, слова «слишком дорого» перестают существовать, шампанское подается в номер, счет деньгам ведется на сотни тысяч… И всю эту благодать поначалу портит только мрачный и проницательный сотрудник безопасности центра наблюдения (Лоуренс Фишборн), у которого к Микки давние счеты. Но чем дальше, тем сложнее герою совмещать казино и кампус, игру и учебу, науку и «большой куш»… И на горизонте повисает развесистая мораль: «Дурные деньги, детка, до добра не доведут!»

Излишнее морализаторство, пожалуй, можно отнести к главным недостаткам фильма. Впрочем, куда было деваться создателям фильма — ведь в финале этой истории возможны только два варианта, один из которых является чистейшей пропагандой азартных игр, сбивающей с пути истинного молодое зрительское поколение. В общем, в контексте разворачивающейся борьбы с засильем казино и «одноруких бандитов» — очень своевременный фильм.

Второй минус — некоторая схематичность всех героев этой «очковой» саги. Толстые очкарики, штатные красавицы, «добренькие» дяди, звери-охранники, бывший любимчик, сброшенный с пьедестала и затаивший зло… Давно знакомые персонажи, кочующие из ленты в ленту, определяемые невооруженным глазом и предсказуемые до деталей. Впрочем, в отличие от многих молодежных комедий, эти герои вырублены явно не топором — здесь работа гораздо более тонкая и не раздражающая глаза.

Но, в конечном счете, все эти минусы компенсируются весьма качественной режиссерской работой: аккуратной, выверенной по ритму, насыщенной «фишечками», где надо — глянцевым, где надо — серым. Режиссер явно «следил за колодой» — в результате фильм получился живым и азартным. И… печальным в то же время.

Сиди в своем Бостоне, мальчик, учи уроки. Может, когда-нибудь и тебе повезет.

Поделиться:
Копировать