К берегам «новой эпохи»

Для кого-то 1 апреля — день смеха, а для театра «На Левом берегу» — точка отсчёта, поворотная дата в жизни. Отпраздновав своё 11-летие,театр подводит итоги, строит планы на будущее…

держит курс театр «На Левом берегу»

Театру «На Левом берегу» ближайшие два года предстоит работать «на колёсах»

Для кого-то 1 апреля — это просто день смеха и веселья, а для театра «На Левом берегу» — это ещё и своеобразная точка отсчёта, поворотная дата в жизни. Отпраздновав своё 11-летие, муниципальный драматический театр подводит итоги, строит планы на будущее… А в обозримом будущем его ожидают многообещающие и весьма нешуточные преобразования.

Совсем недавно актеры Левобережья познакомились с новым главным режиссером — Сергеем Шипициным, который в свои 32 года уже успел завоевать впечатляющую известность в театральных кругах. По словам директора театра, заслуженного артиста Российской Федерации Валерия Чумичева, поиск творческого лидера — вопрос очень актуальный для многих коллективов, а зачастую даже весьма болезненный.

— В нашем театре эта проблема также не всегда решалась гладко, — рассказывает Валерий Чумичев. — Нам пришлось сменить главного режиссера в середине сезона, однако этот шаг, я считаю, был вполне оправдан. Мы пригласили в наш театр Сергея Шипицина, выпускника Санкт-Петербургской академии театрального искусства, ученика признанного во всем мире мастера — режиссера и педагога Льва Додина.

Нового творческого лидера никак нельзя отнести к числу гастролеров, действия которых рассчитаны на то, чтобы подготовить шумную премьеру, пережить звездный час, а затем вновь исчезнуть из поля зрения. Сергей Шипицин — наш земляк. В свое время он окончил Новосибирское театральное училище, а затем в течение пяти лет играл на сцене «Красного факела». В северную столицу уехал для того, чтобы продолжить обучение режиссерскому искусству, а в родной Новосибирск вернулся по приглашению театра «На Левом берегу».

— Наш коллектив нуждается в современной драматургии, в современном языке, поэтому без талантливой молодежи нам не обойтись, — подчеркивает Валерий Чумичев. — Недаром говорят, что каждые пять лет театр должен переучиваться: меняются люди, меняется ситуация в стране, а искусство не должно отставать от жизни. Вместе с тем мы обязаны хранить глубокое уважение к традициям русской психологической школы, которая представляет собой фундамент — основу основ. И наш новый главный режиссер все это хорошо понимает. Я знаю Сергея Павловича много лет, это удивительно работоспособный, читающий, проблемно ориентированный, очень обязательный человек. Он уже осуществил ряд удачных постановок, принял участие в нескольких театральных фестивалях.

Острое ощущение эпохи, смелый экспериментаторский дух — вот чего ждет труппа театра «На Левом берегу» от молодого режиссера. В каком-то смысле надежды театрального руководства совпадают с планами самого Сергея Шипицина.

— Мне хочется чувствовать время, в котором мы живем, хочется не оставаться там, где мы уже были, а двигаться дальше, — размышляет главный режиссер. — И вместе с тем мы обязаны сохранить «драгоценные камушки», которые попадаются и в русской, и в советской драматургии…

Новая творческая эра для театра «На Левом берегу» начнется с глобальной реконструкции помещения, в котором многие годы театр жил и работал «бок о бок» с творческим коллективом Дома культуры имени Клары Цеткин. Здание, о котором идет речь, строилось еще в начале 30-х годов, а в последующие годы достраивалось, как минимум, пять раз. С 1943 года и до конца войны здесь работал «Красный факел«. А еще раньше, в 30-е годы, зарождался «колхозно-совхозный» театр. Словом, в распоряжении актеров Левобережья находится известнейшая в городе площадка, «намоленная» многими талантливыми предшественниками. 1 апреля 2008 года, завершив сезон и отпраздновав свой одиннадцатый день рождения, театр «На Левом берегу» покинул старое здание. Его предстоит достроить по периметру и «продолжить» ввысь. Согласно масштабному проекту, в ближайшем будущем весь облик театрального помещения должен измениться.

…А накануне грядущих преобразований в театре «На Левом берегу» состоялась премьера «Золушки», приуроченная к весенним школьным каникулам. В основу музыкального спектакля лег один из вариантов «самой знаменитой в мире сказочной истории», которая пришла к нам еще из Древней Греции и Китая, а впоследствии использовалась Шарлем Перро. «Золушка» — воистину неисчерпаемая тема для фантазий-вариаций (вспомните, например, оперу Сергея Прокофьева, или трогательную, мудрую пьесу Евгения Шварца, или обожаемый школьниками 80-х кинофильм «Три орешка для Золушки»). Вот и театр «На Левом берегу» подготовил нарядную оригинальную сказку, с энтузиазмом встреченную не только юными зрителями, но и взрослыми завсегдатаями-театралами.

Однако праздник праздником, а впереди труппу ожидают суровые будни…

— В течение предстоящих двух лет нам предстоит работать на колесах, — сообщает Валерий Чумичев. — Мы шли к этому вполне сознательно, весь наш репертуар последних полутора лет создан с прицелом на то, чтобы его можно было представлять на различных площадках города. Мы планируем гастрольные поездки по городам Сибири, участие в фестивалях.

Главная задача театра «На Левом берегу» заключается в том, чтобы сохранить своего зрителя — тех людей, которые уже успели по достоинству оценить и от души полюбить театр «На Левом берегу».

— Когда я пришел сюда в 1994 году, — вспоминает Валерий Чумичев, — мне звонили почти каждый вечер и уточняли: «У нас в театре сегодня 30 человек зрителей. Мы играем спектакль или нет?..» И действительно, вопрос с посещением вечерних спектаклей стоял очень болезненно. Эту проблему мы стали активно решать — в частности, сделали все возможное, чтобы в театр пришли работать настоящие профессионалы. И нынче никаких проблем с посещаемостью спектаклей уже нет! Сегодня большую половину наших зрителей составляют дети. Если взрослые легко могут посещать театры, расположенные на правом берегу, детей они чаще всего приводят именно к нам… Мы хотим донести до зрителей очень важную мысль: мы не исчезаем, мы не умираем. Мы всего лишь освобождаем здание на два года. Пусть наши зрители следят за городскими афишами — коллектив театра будет работать на самых различных площадках города (на сцене ДК «Металлург», «Сибтекстильмаш», «Прогресс», в ДК имени Чкалова). С руководителями некоторых домов культуры у нас разработаны долгосрочные программы сотрудничества. Пусть даже в сложных условиях, но мы все-таки продолжим играть, чтобы (как это сделал когда-то театр «Красный факел») сохранить труппу в хорошем творческом состоянии. И если истекшие два года были направлены на то, чтобы подготовить репертуар для «колесной жизни», то теперь со следующего сезона перед нами стоит новая задача: подготовить более сложные, более серьезные вещи. Спектакли, предназначенные для будущего, обновленного театра.

И действительно, с 1 апреля — с того самого дня, когда театр покинул старое здание, подлежащее ремонту, — Сергей Шипицин приступил к работе над пьесой Сергея Медведева «Парикмахерша«, пьесой, которая стала одним из лауреатов фестиваля новой драмы «Евразия-2007».

В нынешней тревожной ситуации театр «На Левом берегу» нуждается в поддержке со стороны городских властей. И депутаты Совета депутатов Новосибирска заверили, что готовы сделать все возможное, лишь бы у нашего города появилось еще одно «настоящее театральное пространство, оснащенное современным оборудованием».

— В ближайшие два года театру предстоит трудный путь, — комментирует ситуацию Иван Митряшин, депутат Совета депутатов Новосибирска. — Я надеюсь, что театр не станет труппой трубадуров, которая будет бесхозно двигаться по просторам нашей страны. Я надеюсь, что у этой замечательной труппы всегда будет свой достойный угол, свой домашний очаг.

Поделиться:
Копировать