Новосибирск -5.3 °C

Субмарины на станции Обь

19.03.2008 00:00:00

В 1904–1905 годах через Новониколаевск проследовали на Дальний Восток первые российские подлодки

19 марта — День подводника России. В этот день (6 марта по старому стилю) в 1906 году, 102 года тому назад, указом императора был учреждён новый разряд судов Военного флота — подводные лодки, и это наименование присвоено двадцати кораблям, ранее именовавшимся миноносцами. Однако первые подводники России побывали в Новониколаевске ещё за полтора года до упомянутого указа.

27 января 1904 года флот Японии блокировал военно-морскую базу Сибирской флотилии в китайском Порт-Артуре и атаковал в Корее крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Так началась Русско-японская война. В одночасье защищать российское побережье Тихого океана стало нечем.

Срочно начали готовить к походу во Владивосток с Балтики 2-ю эскадру кораблей России, но вышла она из Литвы только 2 октября 1904 года, да так и не дошла до Владивостока — была разгромлена у острова Цусима в сражении с японской эскадрой 14–15 мая 1905 года.

Более быстро подкрепления войскам Дальнего Востока шло по ещё не до конца достроенной, но уже работающей Транссибирской железной дороге, переведённой на военное положение. Указом от 22 марта 1904 года на военное положение были переведены и станция Обь, и только что получивший статус безуездного города Новониколаевск. Поток воинских эшелонов с пушками и боеприпасами, с личным составом сухопутных войск нарастал.

В один из дней середины сентября 1904 года на станцию Обь прибыл следующий по расписанию пассажирский поезд Санкт-Петербург — Владивосток. В конце состава был прицеплен грузовой вагон, на платформе которого за досками и брезентом угадывалось что-то похожее на ёмкость для жидкостей или паровозный котел. Из классного пассажирского вагона вышла «размять ноги» группа военных моряков. Командир оставил у грузового вагона часового, остальным разрешил пройти в вокзальный буфет, а сам направился к коменданту станции. Предъявив мандат начальника охранной команды, сопровождающей воинский груз, офицер потребовал передать по телеграфу шифрованное сообщение в Главный штаб флота России, после чего присоединился к подчиненным. Через час-два, строго по расписанию, пассажирский экспресс покинул станцию Обь.

Железнодорожники, провожавшие взглядом уходящий со станции на восток состав с прицепной четырехосной грузовой платформой, и предположить не могли, что на этой платформе через станцию Обь проследовала впервые в истории России с Балтийского моря на Тихий океан по железной дороге боевая подводная лодка, для конспирации даже в секретной переписке именуемая миноносцем «Форель». В недавнем прошлом этот миниатюрный кораблик (длина 13, диаметр 2 метра) был первой электромоторной подводной лодкой Германии, а в феврале 1904 года стал первой такой лодкой России, ибо капиталист Крупп и кайзер Германии подарили её России в благодарность за заказ немецким судостроителям серии подводных лодок. Подарок в начале войны был весьма кстати, так как достроенных подводных лодок у России ещё не было.

А та группа военных моряков, что ступила в тот день на новониколаевскую землю и угощалась в буфете станции Обь, была вовсе не охранной командой, а вошла в историю российского флота как первый экипаж первой по-настоящему боеспособной подводной лодки XX века. Их было всего шестеро и вот их имена: командир — фон дер Рааб Тилен Тимофей Леонидович; минный квартирмейстер 1-й статьи — Иванов Михаил; минер — Таланов Фёдор; минный машинист, квартирмейстер 2-й статьи — Сарак Рудольф; рулевой — Бровка Иван; рулевой — Смирнов Иван.

Это они 29 сентября 1904 года прибудут во Владивосток, разберут деревянно-брезентовое укрытие груза на платформе, с помощью крана спустят подводную лодку на воду и будут готовы к походу уже 2 октября 1904 года. В тот же день, 2 октября 1904 года, только вышла из Либавы в девятимесячное плавание на Тихий океан эскадра надводных кораблей. Так что «Форель» первой пополнила корабельный состав Сибирской флотилии. В течение полугода «Форель» будет единственной боеспособной подводной лодкой на Тихом океане, да и в России вообще. Сообщение шпионов о её появлении на театре военных действий заставило японское командование отказаться от попыток атаковать Владивосток. Зря японцы боялись — самодвижущиеся мины (торпеды) были доставлены для «Форели» только в мае 1905 года, но о том, что подводная лодка патрулирует акваторию без грозного оружия, японские шпионы не дознались.

Моряки экипажа «Форели» были первыми, но далеко не последними подводниками, посетившими Новониколаевск. В ноябре 1904 года один за другим, устилая мост через Обь паровозным дымом, на станцию Обь прибыли два, а в декабре ещё один не совсем обычные номерные воинские эшелоны. В составе каждого из них, помимо стандартных грузовых двух- и четырехосных вагонов и обычных классных пассажирских вагонов, были диковинные по тем временам шестнадцатиосные грузовые платформы — одна в середине, другая в хвосте состава. На этих специально построенных платформах-гигантах, замаскированные досками и брезентом, к Тихому океану перемещались в полуразобранном и не совсем достроенном состоянии будущие подводные лодки, а до поры до времени — миноносцы «Касатка», «Скат», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Дельфин» и «Сом». В пассажирских вагонах ехали не только моряки-подводники (12–15 членов экипажа на каждый корабль), но инженеры и рабочие- судостроители, которым предстояло в зимние месяцы уже на Тихом океане достроить и вооружить подводные лодки, завершить начатые ещё на Балтике испытания.

Пока осмотрщики и смазчики осматривали и обслуживали вагоны, пока загружали в тендер паровоза топливо, а в котёл заливали воду, пассажиры классных вагонов — моряки и судостроители — посменно посещали баню и столовую пересыльного пункта, грузили доставленные со складов продукты сухого пайка на дорогу. Сами того не ведая, новониколаевцы, пусть и косвенно, участвовали в становлении подводного флота России.

К концу 1904 года по железной дороге были доставлены во Владивосток семь субмарин, а в 1905 году туда же через станцию Обь эшелонами проследовали с экипажами ещё и миноносцы «Осётр», «Щука», «Кефаль», «Палтус», «Бычок», «Плотва».

Таким образом, почти все подводные лодки России первого поколения посетили станцию Обь и город Новониколаевск, а некоторые из них побывали здесь ещё раз по пути с Тихого океана на Балтийский и Черноморский флоты.

Опыт переброски подводных лодок по железной дороге пригодился в 30-е годы прошлого столетия, когда нужно было срочно создавать подводные силы нового Тихоокеанского флота, а на месте будущего кораблестроительного гиганта и города Комсомольска-на-Амуре ещё только начинали рубить деревья дальневосточной тайги.

Специально для Дальнего Востока конструкторы разработали сборную конструкцию подводных лодок типа «Л», а также типа «Щ». Их можно было перевозить в разобранном виде и собирать на месте дислокации.

В 1932 году конструктор А. Асафов предложил проект первой малогабаритной цельносварной подводной лодки типа «М», которую можно было, не разбирая, перевозить по железной дороге и ускоренно вводить в строй. Конструкцию «малюток», как ласково стали называть подводные лодки типа «М», всё время совершенствовали, и они стали основными подлодками прибрежного плавания и применялись для охраны побережий. К началу Великой Отечественной войны с судостроительных верфей Балтики и Горького (Нижний Новгород) на Тихоокеанский флот по железной дороге было переброшено 89 из 91 подводных лодок, составлявших подводные силы России на Дальнем Востоке.

Таким образом, в Новониколаевске-Новосибирске побывали 102 подводные лодки. К сожалению, две подводные лодки, служившие на Северном флоте под названием «Новосибирский комсомолец», и там же несущая последний год службы подводная лодка «Новосибирск» в город, шефствующий над ними, не попали. Впрочем, уже несколько лет обсуждается возможность доставки к набережной Оби и организации музея, который бы в ней разместился, субмарины «Новосибирск» после вывода её из состава флота. Активисты новосибирских общественных организаций Морское Собрание и Клуб подводников договорились с командованием Северного флота о возможности передачи субмарины Новосибирску. Место стоянки в городе субмарины-музея можно предусмотреть в ходе проектирования новых набережных на левом и правом берегах Оби. Дело за решением областной и городской исполнительной власти.

С Днем подводника вас, земляки!

Владимир ЕВДАСИН,
бывший подводник

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: