В 19041905 годах
19 марта День подводника России. В этот день (6 марта по старому стилю) в 1906 году, 102 года тому назад, указом императора был учреждён новый разряд судов Военного флота подводные лодки, и это наименование присвоено двадцати кораблям, ранее именовавшимся миноносцами. Однако первые подводники России побывали в Новониколаевске ещё за полтора года до упомянутого указа.
27 января 1904 года флот Японии блокировал
Срочно начали готовить к походу во Владивосток с Балтики
Более быстро подкрепления войскам Дальнего Востока шло по ещё не до конца достроенной, но уже работающей Транссибирской железной дороге, переведённой на военное положение. Указом от 22 марта 1904 года на военное положение были переведены и станция Обь, и только что получивший статус безуездного города Новониколаевск. Поток воинских эшелонов с пушками и боеприпасами, с личным составом сухопутных войск нарастал.
В один из дней середины сентября 1904 года на станцию Обь прибыл следующий по расписанию пассажирский поезд
Железнодорожники, провожавшие взглядом уходящий со станции на восток состав с прицепной четырехосной грузовой платформой, и предположить не могли, что на этой платформе через станцию Обь проследовала впервые в истории России с Балтийского моря на Тихий океан по железной дороге боевая подводная лодка, для конспирации даже в секретной переписке именуемая миноносцем «Форель». В недавнем прошлом этот миниатюрный кораблик (длина 13, диаметр 2 метра) был первой электромоторной подводной лодкой Германии, а в феврале 1904 года стал первой такой лодкой России, ибо капиталист Крупп и кайзер Германии подарили её России в благодарность за заказ немецким судостроителям серии подводных лодок. Подарок в начале войны был весьма кстати, так как достроенных подводных лодок у России ещё не было.
А та группа военных моряков, что ступила в тот день на новониколаевскую землю и угощалась в буфете станции Обь, была вовсе не охранной командой, а вошла в историю российского флота как первый экипаж первой
Это они 29 сентября 1904 года прибудут во Владивосток, разберут
Моряки экипажа «Форели» были первыми, но далеко не последними подводниками, посетившими Новониколаевск. В ноябре 1904 года один за другим, устилая мост через Обь паровозным дымом, на станцию Обь прибыли два, а в декабре ещё один не совсем обычные номерные воинские эшелоны. В составе каждого из них, помимо стандартных грузовых двух- и четырехосных вагонов и обычных классных пассажирских вагонов, были диковинные по тем временам шестнадцатиосные грузовые платформы одна в середине, другая в хвосте состава. На этих специально построенных
Пока осмотрщики и смазчики осматривали и обслуживали вагоны, пока загружали в тендер паровоза топливо, а в котёл заливали воду, пассажиры классных вагонов моряки и судостроители посменно посещали баню и столовую пересыльного пункта, грузили доставленные со складов продукты сухого пайка на дорогу. Сами того не ведая, новониколаевцы, пусть и косвенно, участвовали в становлении подводного флота России.
К концу 1904 года по железной дороге были доставлены во Владивосток семь субмарин, а в 1905 году туда же через станцию Обь эшелонами проследовали с экипажами ещё и миноносцы «Осётр», «Щука», «Кефаль», «Палтус», «Бычок», «Плотва».
Таким образом, почти все подводные лодки России первого поколения посетили станцию Обь и город Новониколаевск, а некоторые из них побывали здесь ещё раз по пути с Тихого океана на Балтийский и Черноморский флоты.
Опыт переброски подводных лодок по железной дороге пригодился
Специально для Дальнего Востока конструкторы разработали сборную конструкцию подводных лодок типа «Л», а также типа «Щ». Их можно было перевозить в разобранном виде и собирать на месте дислокации.
В 1932 году конструктор А. Асафов предложил проект первой малогабаритной цельносварной подводной лодки типа «М», которую можно было, не разбирая, перевозить по железной дороге и ускоренно вводить в строй. Конструкцию «малюток», как ласково стали называть подводные лодки типа «М», всё время совершенствовали, и они стали основными подлодками прибрежного плавания и применялись для охраны побережий. К началу Великой Отечественной войны с судостроительных верфей Балтики и Горького (Нижний Новгород) на Тихоокеанский флот по железной дороге было переброшено 89 из 91 подводных лодок, составлявших подводные силы России на Дальнем Востоке.
Таким образом,
С Днем подводника вас, земляки!
Владимир ЕВДАСИН,
бывший подводник