Новосибирск 4.3 °C

Рабы немы…

18.03.2008 00:00:00

Повторение привычных магических заклинаний, вроде: «Это все наша российская бедность виновата! Главное — профилактическая работа и хорошая семья!» в случае с торговлей людьми и их эксплуатацией (самый известный сегодня вариант — сексуальная эксплуатация) уже превратились просто в ритуальные формы по изгнанию нечистого работорговческого духа из чистого и светлого тела российского общества. Но почему-то дух работорговли изгоняться не хочет. Мало того, крепнет и растет (о чем свидетельствует не уменьшение, а увеличение случаев продажи людей в России).

О некоторых мифах работорговли, бытующих в обществе, состоялся наш разговор с Ларисой Юртаевой, руководителем общественной организации «Лига избирательниц Сибири», единственной организацией Новосибирска, постоянно работающей по этой теме.

— Пару лет назад услышала от американского правозащитника, что в теме рабства наиболее освещена так называемая клубничка работорговли. Это — продажа женщин в сексуальное рабство. Тема рабского труда сезонных рабочих в Америке, на которых держится сельское хозяйство этой страны, интересует только профессиональных ученых. Такое же распределение интересов он наблюдает и в России. Вы согласны с этим?

— Да. Но нужно понять, почему это происходит. Нищета и голод, унижения, связанные с плохими условиями работы, и эксплуатация труда большинству из нас кажутся не такими важными и страшными, как сексуальное рабство. Сегодня риск ранней смерти для секс-рабынь выше в 40 раз, чем для тех, которые не продают себя. В 40 раз, это если речь идет о добровольной проституции! А когда женщина полностью лишена всех человеческих прав и любой защиты? «Цена тебе грош, сейчас ты умрешь», — в эти слова вся жизнь жертвы работорговли и умещается.

Еще одной причиной, почему любое общество так внимательно к проституции (по крайней мере, мне так кажется), — это то, что люди подсознательно ощущают огромную опасность существования проституции в общественной жизни. Ведь это потери людей. Занимавшаяся проституцией женщина матерью стать не сможет. Помимо болезней, и не только венерических, у этих женщин столь высокие психологические травмы, что врачи приравнивают их душевное состояние к состоянию воевавших в Афганистане и Чечне. У них такие же психозы, такие же тяжелейшие депрессии, доводящие до самоубийства…

А еще — это прямая угроза институту семьи. Что в основе проституции? Потребительское отношение мужчины к женщине. Когда можно отдать деньги, не ухаживая, не отдавая внимание и чувства, не беспокоясь, что будет с близким человеком дальше, — и быстро получить удовольствие. И больше ни о чем не беспокоиться. Зачем нужна семья, в таком случае? В семье все сложней и трудней.

— Что думают и знают о работорговле молодые новосибирцы?

— В конце прошлого года в медицинском университете наша организация проводила семинар со студентами разных вузов и колледжей на тему работорговли. Поразили две вещи. Полное отсутствие знаний на эту тему у молодых людей (все демонстрировали полную уверенность, что это возможно только там, за рубежом, в крайнем случае, в Москве, но не в Новосибирске). И такая же безоглядная уверенность в полном праве девушек (в контексте, понималось, и юношей, но это прямо не произносилось) на продажу своего тела.

Мотивация: если девушке нужны квартира, мебель, красивые вещи, деньги на жизнь, вполне логично, что она, не имея возможности другим способом заработать их, идет на панель. Да, сутенеры — это присоски, позор им, но сама девушка права.

Вдумайтесь, наше будущее уверенно продемонстрировало, сколь мало стоит в их глазах человек! Цена: квартира, мебель и обеспеченная жизнь. При этом они все, конечно же, говорили, что человек бесценен вообще-то! Но конкретную девушку, которая будет продавать себя по цене квартиры и мебели, они хорошо понимают… А это значит, что и сами легко на это пойдут, и других останавливать не будут. А может, кому даже и посоветуют.

И наши взрослые объяснения того, насколько дорого стоит вырастить человека — намного дороже цены любой квартиры или коттеджа, — думаю, особого смысла для них не имели. С нами соглашались, конечно. Но гарантировать, что поставленные перед подобным выбором молодые люди выберут не бедность даже, а некоторые материальные лишения, невозможно.

А в этом вся суть работорговли. Пока существуют люди, уверенные, что человек стоит меньше, чем любые материальные блага (как бы они ни были велики), всегда будут существовать эксплуатация, работорговля и рабство разных видов. С одной стороны, будут существовать работорговцы, убежденные, что имеют право на эксплуатацию человека и его востребованной потребительской стоимости, с другой стороны, те, кто будет соглашаться на существование рабов рядом и будет согласен продавать себя.

Раз мы считаем возможным оценивать человека по какой-то стоимости, значит, мы даем возможность существовать торговле людьми! И как именно и на что будут продавать людей — уже неважно. На органы, на лекарства, для каторжного труда, на корм рыбам, в жены или суррогатные матери — какая разница?

— Стало быть, обычная профилактическая работа, для того чтобы предупредить работорговлю, это — воспитание чувства человеческого достоинства?

— Конечно. А значит, и нежелания жить за чужой счет. Недаром ведь говорится, что простого человека обмануть трудно (кстати, большинство людей, отдававших деньги финансовым пирамидам, — это люди с высшим образованием — инженеры, учителя, врачи, управленцы…). Почему? А простой человек, если не понимает, за что и почему получит деньги, не поверит обещаниям. Не понимаю, значит, не буду участвовать. При постоянном внушении «всёвозможности и вседозволенности» человек начинает верить в халяву, в удачу, в шанс, который один на тысячу, но ему достанется. Верить в то, что можно, не имея и не делая ничего, получить все! Результат известен. Соглашаются на обещания, подписывают любые договора, едут с кем угодно, куда угодно…

Сегодня утрата здравого смысла происходит и во множестве российских семей, когда детей учат ничему. Не зная, где они будут работать. На всякий случай, потому, что так учатся все… В советские времена учителя, когда мы объясняли им, что ушли с урока, потому что все ушли, в ответ произносили сакраментальное: «Если все из окна бросятся, ты тоже бросишься?» Хоть какая-то прививка самостоятельного мышления. Сейчас всё хуже. В школе теперь говорят так: «Все будут поступать в институт, а ты что, хуже?»

А в государстве? Говорим, что у нас низкая рождаемость и высокая смертность, но при этом безразлично относимся к тем, кто родился чуть раньше нужного года, дающего право на получение материнского капитала. Не думаем о том, как сохранять здоровым сегодняшнее трудоспособное население, как продлить его работоспособность. Международное право, регулирующее социально-трудовые отношения, исходит из принципа, что труд наемного рабочего должен обеспечивать достойную жизнь работнику и его семье не только в период трудовой деятельности, но и при его утрате.

Более того, труд, который не обеспечивает достойного существования работнику и его семье, считается принудительным, эксплуататорским. А как живет подавляющее большинство в нашей стране? Вот это и есть психологический старт для распространения рабовладения и эксплуатации человека человеком. Человек очень низко ценится обществом и государством. А значит, и нами самими. Мы же все не слепые и не глухие…

— Часто приходится слышать, что работорговля — порождение бедности. Вот заживет Россия лучше, и все сразу же прекратится!

— Нет, это не так. Мировой опыт говорит, что с развитием, с увеличением богатства и расслоения общества количество случаев работорговли увеличивается. Это звучит страшно, но это правда. Поэтому, помимо улучшения уголовного законодательства по борьбе с работорговлей, России еще нужно всячески бороться с возникающим сегодня пространственным имущественным разделением (районы и дома для бедных и богатых), образовательным разделением (школы похуже и получше, для обеспеченных и тех, кому и так сойдет), развлекательным (клубы, куда можно прийти только с большими деньгами), медицинским, расовым, религиозным — тем расслоением, которое давно существует на Западе… Ведь продать и использовать всегда легче того человека, кого не считаешь своим, кто отличается поведением, одеждой, вкусами и поэтому вызывает недоумение и даже неприязнь!

Это все решаемо. Но только при одном условии — когда все поймут, что по-другому выжить нельзя. То есть нельзя жить, не сохраняя, не борясь за каждого конкретного человека. Сейчас, когда видишь ребенка, бездомную собаку, старуху-нищенку, сердце болит, но сделать ведь ничего невозможно. А многим уже и не хочется попусту надрывать себе сердце, они и не смотрят… А надо, чтобы помочь другому было всегда возможно. Только тогда понятие работорговли потеряет смысл и полностью исчезнет. Когда каждый не сможет чувствовать себя хорошо, видя, что другому плохо. Но это подразумевает такой скачок общественного сознания, такое его изменение, которые сейчас даже представить трудно!

Вопрос, конечно, интересный…

Что в вашем понимании является современным рабством?

Надежда Готовцева, 41 год, историк:
— Возможно, я отвечу не совсем по теме. Любое рабство — зло. Что же может быть хорошего в неравноправии и насилии? Я не понимаю, как у рабства могут быть сторонники. Сама я ярая гуманистка и считаю, что подобные способы человеческого сосуществования вообще неприемлемы. Вспомнить хотя бы историю Соединенных Штатов. На протяжении долгих лет существовало это грязное ремесло — работорговля. На протяжении долгих лет люди использовали и уничтожали себе подобных, только из-за цвета кожи. Тогда считалось, что негры не способны на какие-либо человеческие чувства и созданы исключительно для черной тяжелой работы. Чем это закончилось? Гражданской войной — глупейшим образом. Белые поубивали друг друга просто из-за несогласия. К счастью, северяне победили, и рабство было отменено. Но по сей день многие к цветным относятся не как к людям. А если взять наше крепостное право. Барин и крепостные — небо и земля. А меж тем и барин, и крепостные сделаны из одного теста. Все мы люди. И то, что по сей день существуют проявления рабства, просто неправильно. Мы живем в двадцать первом веке! Сколько можно возвращаться к прошлому?

Борис Мамулат, 46 лет:
— К сожалению, приходится признать, что рабство существует и в наши дни. Дети, которых заставляют попрошайничать, женщины, которые становятся проститутками. Более сильные люди используют более слабых ради собственной наживы. К сожалению, так было всегда. И боюсь, что будет всегда. Пока существует человечество. Всегда были люди более сильные, умные, влиятельные. Если посудить, это даже в какой-то степени нормально. Все мы рабы чего-то: денег, любви, алкоголя, работы. От этого никуда не денешься. Я говорю не о конкретных примерах, а о рабстве в целом. Оно ведь бывает не только физическое. Зависимость от чего-либо — тоже своего рода рабство.

Игорь Разамасцев, 26 лет, менеджер по рекламе:
— Люди, которые, если можно так выразиться, «попадают в рабство», виноваты сами. Или им просто некуда устроиться в жизни, или они просто слабее других. Я считаю, что это вполне приемлемо. Даже в современном обществе. Взять тех же проституток. Они, как правило, сами выбирают этот путь. Либо им просто нужны деньги, либо ничего другого они просто не умеют делать. Хуже обстоит дело с теми бедняжками, которые стали проститутками не по доброй воле. Тут виновата либо их врожденная глупость, либо неумение постоять за себя. Вот их действительно жаль. Причем не за то, что они «в рабстве».

Виктория, пожелавшая остаться неизвестной:
— Современное рабство — это моя работа. С утра до вечера пашу, как лошадь, а получаю за это копейки. А другого выхода у меня нет… Поэтому я и не буду говорить ни фамилию, ни место работы. Начальник прочитает, обидится и уволит. А мне место терять нельзя…

Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: