Завтра в кинотеатре «Победа» открывается фестиваль франко-немецкого кино «Встречи с ARTE»
На протяжении пяти дней новосибирские зрители смогут увидеть десять фильмов, снятых кинематографистами Франции и Германии. При этом все картины актуальные премьеры последних двух лет, отмеченные престижными европейскими кинонаградами, призеры национальных кинофестивалей. И все они сняты при поддержке независимого телеканала ARTE.
Для организации фестиваля в Новосибирске объединили свои усилия кинотеатр «Победа», французский культурно-информационный центр «Альянс Франсез-Новосибирск» и Немецкий культурный центр имени Гете.
Впервые в России, второй раз в Новосибирске
Кадр из фильма «Купальня принцесс»
Телеканал ARTE это что-то вроде нашей «Культуры», но разнообразней и общеевропейского масштаба. Круглосуточно и без рекламы артхаусные киноленты, интересные документальные проекты о мировой культуре, об искусстве, широкий диапазон музыкальных направлений, интереснейшие персоны и события. Франко-немецкий канал был образован в 1992 году, и его офисы находятся в Страсбурге (Франция), рядом со зданием Европарламента, и в Баден-Бадене (Германия). Кстати, по отзывам очевидцев, ARTE в своих программах уделяет большое внимание русской культуре.
Кинофестивали ARTE в Европе не редкость, но в Россию фестиваль франко-немецкого кино пришел впервые. Новосибирский киномарафон часть большого проекта, который реализует Посольство Франции в России совместно с Немецким культурным центром имени Гете. Эту программу уже увидели зрители Москвы и Владивостока (где фестиваль вызвал такой ажиотаж, что пришлось срочно устраивать дополнительные сеансы). А из Сибири европейский культурный десант отправится в Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Саратов и Калининград.
Стоит оговориться: в России подобный кинофорум проходит впервые, но в Новосибирске (парадокс!) уже второй раз. В мае прошлого года в «Победе» уже проходил фестиваль европейского кино, наглядно показавший, что интерес к работам кинематографистов этих двух стран у нас огромен. И, по словам кинокритика Алексея Кожемякина, успех майского фестиваля сыграл не последнюю роль в решении о проведении в России «Встреч c ARTE».
50 на 50
Кадр из фильма «Чужой ребёнок»
Фестиваль уникален по своей концепции: в нем в равной пропорции «смешаны» игровые фильмы и документальное кино. Концепция довольно рискованная, но, что называется, «актуальная». Так, исполняющий обязанности директора «Альянс Франсез-Новосибирск» Григорий Милогулов считает, что сейчас «всеобщее ликование по поводу игрового кино» идет на спад, в то время как интерес к документалистике растет. Если говорить о Новосибирске, то этот тезис подтверждает и десятилетняя история нашего кинофестиваля «Встречи в Сибири» (в документальные программы которого, кстати, в последние годы стало упорно проникать и игровое кино тем более что разница между ними зачастую оказывается почти неуловимой).
При этом программа фестиваля в целом, с одной стороны, очень цельная (все фильмы в чем-то «рифмуются» друг с другом), с другой стороны весьма разнообразная. По мнению генерального консула Германии в Новосибирске Михаэля Канцлера, практически любой зритель может найти на фестивале кино «для себя». «К кино нужно относиться не как к жизни, а как к куску торта», процитировал Михаэль Канцлер режиссера Альфреда Хичкока. С этой точки зрения можно рассматривать «Встречи с ARTE» как торт, который кто-то с удовольствием съест целиком, кто-то отрежет маленький кусочек, а кто-то выберет кремовую розочку.
От «клубнички» до философии
По замыслу организаторов, фестиваль рассчитан на самые широкие слои публики: от традиционно считающегося «некиношным» старшего поколения (которое, как показал опыт «Иронии судьбы-2», все-таки гипотетически возможно привлечь в кинотеатры) до студенчества. Кстати, для студентов на фестивальных показах предусмотрены специальные скидки: при «базовой» стоимости билетов в 270300 рублей для игровых и 130150 рублей для документальных фильмов студенты смогут приобрести билеты по специальным ценам (100 150 рублей).
Так что ограничителем в данном случае может послужить, наверное, не столько возраст или уровень дохода, сколько отношение к кино: желающим исключительно поразвлечься и посмеяться, вероятно, придется не сладко: эти фильмы все-таки заставляют думать и сопереживать.
Хотя настоящее искусство допускает восприятие самой различной глубины. Так, открывающий фестиваль фильм «Любовники кафе де Флор», изобилующий подробностями непростой личной жизни Жан-Поль Сартра и Симоны де Бовуар, может быть с равным успехом «прочитан» как «клубничка», как драма о нелегком женском выборе между семьей и карьерой, как экскурс в историю философии и так далее.
Welcome Europa
Откроется фестиваль 15 марта, в субботу, в 1900 французским фильмом «Любовники кафе де Флор», рассказывающим об одной из самых странных «историй любви» XX века: запутанных взаимоотношениях Cимоны де Бовуар и Жан-Поль Сартра.
16 марта в 1120 документальный фильм «Даниэль Баренбойм и оркестр «Западно-восточный диван» (Германия). В 1999 году дирижер Даниэль Баренбойм совместно с писателем Эдвардом Саидом основали интернациональный оркестр «Западно-восточный диван», главной задачей которого стала борьба за мир с помощью музыки.
Воскресная программа продолжится в 1300 французской документальной лентой «Под знаком Шанель», показывающей закулисье легендарных мастерских на рю Камбон, где трепетное отношение к ритуалам и ремеслу соседствует с нешуточными эмоциями и страстями. В 1700 эстафету продолжат «Четыре минуты» (Германия). Шуберт, Моцарт, Шопен и банда убийц. Это жизнь восьмидесятилетней преподавательницы игры на фортепиано Труды Крюгер, которая уже много лет дает уроки музыки в женской тюрьме.
В понедельник, 17 марта, в 1700 «Неудачники и победители», документальная история современнейшего коксового завода, построенного в Дортмунде, ставшего нерентабельным и проданного китайской компании. 18 месяцев режиссеры наблюдали, уступят ли немецкие стандарты китайскому упорству? А в 1900 в фильме «Мсьё Макс» зритель перенесется во Францию 1944 года, где поэт Макс Жакоб оказывается в гестаповском лагере, и никто из его близких друзей (Пикассо, Маре, Кокто и Гитри) не приходит ему на помощь.
18 марта, во вторник, в 1700 французский документальный фильм «Welcome Europa», рисующий смелый и беспощадный портрет Европы в границах Шенгенской зоны с ее богатствами, изъянами и противоречиями. А в 1900 программу продолжит германская психоделическая драма «Призраки», рассказывающая о скрещении судеб трех женщин, случайно встретившихся в Берлине.
В среду, 19 марта, в 1700 будет показана документальная лента «Купальня принцесс» проникновенная история о взрослении трех 15-летних берлинских девчонок. И в завершение пятидневного экскурса в европейское кино в
1900 можно
будет увидеть французский фильм «Чужой ребенок». Во время командировки в городок на юге Франции Мод случайно замечает у купающейся в бассейне девочки точно такое же родимое пятно, как у ее дочки Алисы, похищенной более десяти лет назад
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.