Смотри на лицензию и требуй билет

Что греха таить, пока не все городские перевозчики работают отлично. Так что же должен знать пассажир-потребитель?

Права пассажиров всегда на виду

Большинство горожан каждый день разъезжают на общественном транспорте по делам, в гости, опять по делам… И не всегда такие поездки приносят радость. Что греха таить, пока не все городские перевозчики работают отлично. Так что же должен знать пассажир-потребитель?

Возите по-хорошему!

Фото Сергея ПЕРМИНА

По словам начальника Сибирского управления Госавтонадзора Василия Иванько, в Новосибирске и области 1400 объектов, которые осуществляют перевозки пассажиров на основании лицензии, которая дает право перевозчикам оказывать подобные услуги на городских и междугородных маршрутах.

— Основная масса перевозчиков (80%) занята на внутригородских перевозках, — говорит Василий Федорович. — И пассажир, который пользуется этими услугами, требует качества. Ведь за это он отдает свои деньги. Вспомните период наполнения транспортных услуг, начиная с 90-х годов и кончая 2002 годом. В то время система городских и муниципальных перевозок попала в большую долговую яму. В итоге основную массу перевозок (более 60%) на себя взяли частники. Но система организации и оказания качественных услуг у них отошла на второй план, на первом месте было получение прибыли. Начиная с 2004 года наша работа направлена на то, чтобы перевозчик оказывал качественную и безопасную услугу. Сегодня практически ушли с рынка автобусы старых моделей. Нет «кубаней», «однодверок «пазиков» и так далее. Появились автобусы более высокого класса — «МАЗы», «ЛИАЗы», где пассажир любого возраста и роста может спокойно войти в автобус и выйти из него. В сравнении с другими регионами-соседями мы заметно идем вперед. В городе и области появилось много не только новых автобусов, но и новых трамваев и троллейбусов. Считаю, что это большая заслуга и городских властей, и нашего управления.

Кроме того, мы проводим разумную политику для тех, кто приобретает технику более комфортного класса. Если перевозчики работают на старых автобусах, то мы его проверяем по полной программе. И если его транспорт не удовлетворяет требованиям безопасной перевозки пассажиров, то мы просто не выдаем лицензионные карточки и отказываем в увеличении подвижного состава. Тем, кто приобретают новый транспорт, мы ускоренно выдаем лицензионные карточки и практически сокращаем до минимума количество проверок.

Состояние аварийности на дорогах города в целом не вызывает больших восторгов. Но на лицензированном транспорте за последние три-четыре года есть тенденция снижения аварийных случаев. Выдача лицензии — определенный длительный процесс. Чтобы допустить перевозчика на рынок транспортных услуг, проверяется не только подготовка водителей, но и состояние транспортного средства, наличие производственной базы и так далее. Кто из перевозчиков не выполняет договор лицензии — его деятельность тут же приостанавливается. И все.

— К сожалению, таксисты работают без лицензий, — отмечает Василий Иванько. — В итоге у них больше ДТП и случаев выявления водителей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. К шоферам пассажирского транспорта таких претензий практически нет.

Что ждёт пиратов и хамов

Перевозчики, чьи водители и кондукторы допускают грубость в работе и не выполняют расписаний движения, естественно, больше других попадают под внеплановые проверки. И затем наказываются… А материальная ответственность сегодня немаленькая. От четырех тысяч рублей для частного предпринимателя и сорок тысяч для юридического лица.

— Для тех, которые работают и вовсе без лицензии, такая же ответственность, — уточняет Василий Федорович. — Потом собираем документы и направляем их в суд. Размеры штрафа такие же. Мы помогаем тем, кто законно развивается, и боремся с теми, кто возомнил себя пиратами. В прошлом году их было больше, чем в позапрошлом, на сорок процентов. Тогда мы стали работать оперативнее. На сегодня привлекли к ответственности более пятисот субъектов за нарушение условий лицензирования и работу без лицензий. Больше нарушителей встречается у частных перевозчиков, чем у муниципальных. Все потому, что у последних, так сказать, по традиции, есть материально-техническая база, есть система подготовки водителей, и так далее. У частника много чего нет. Хотя есть крупные частные перевозчики, которые давно закрепились и их даже можно поставить в пример муниципальным: «Трансбакар», «ЧП Холлов», «ЧП Калашников»

Нелегальные перевозчики тоже есть в Новосибирске. Они в основном курсируют в так называемый час пик утром и вечером. Так что, пассажир, смотри, куда садишься. Вот с такими «нелегалами» работает специальная группа, которая их и отслеживает ежедневно.

Жалуйся на перевозчика по правилам

За прошлый год в управление Госавтонадзора поступило более тридцати жалоб от горожан. Все были рассмотрены. Часть перевозчиков привлекли к административной ответственности, а с остальными разбирался Роспотребнадзор. Жалуются новосибирцы больше всего на грубость и хамство водителей и кондукторов. Что есть, то есть… Культура обслуживания пока хромает. Вторая часть претензий — по поводу нарушений расписания движения.

— На разбор мы приглашаем не только руководителя и обиженного пассажира, но водителя и кондуктора, — рассказывает Василий Федорович. — Вот в моем кабинете «стороны», приносят извинения. В обратном случае — мы тщательно проверяем перевозчика, и, как правило, выявляется много чего… А потом его лицензия по закону приостанавливается на 90 суток.

У пассажира-конфликтера, по мнению специалистов, нет определенного типа. Это не злобные пенсионерки, которые ради развлечения без повода устраивают разборки с кондуктором. На перевозчиков жалуются и студенты, и люди среднего возраста. Все зависит от того, кто и как оценивает свою честь и достоинство. Кто-то стерпел хамство и поехал дальше, а кто-то возмутился. Нельзя терпеть, если ты едешь на рваном, поломанном сиденье или в очень грязном салоне, с плакатами полуголых девиц… Шансон в салоне у «маршруточников» — тоже не новость. Не выключают по требованию — жалуйтесь. На агрессивные наклейки в салоне типа «Сорок минут ужаса — и ты на месте» тоже можно обидеться и пожаловаться. Перевозчику в этом случае говорится: «Либо вы снимаете, либо мы вас проверяем и наказываем».

Итак, пассажиры, которые пользуются автобусами, маршрутками, в первую очередь должны быть очень наблюдательны. В салоне «правильного» автобуса должна быть наглядно изображена информация с номером лицензии, утвержденная схема маршрута, указан тариф и номера телефонов Роспотребнадзора, Госавтонадзора и управления пассажирских перевозок мэрии. Если же в транспорте нет такой информации, то можно и нужно жаловаться. Кроме того, пассажир должен обязательно получить от кондуктора билет, чтобы потом доказать, что он ехал именно в этом автобусе. И еще. С водителя или кондуктора не нужно спрашивать по полной программе. Шоферу нежелательно создавать лишний раз напряжение и отвлекать его от дороги. Он должен ехать с ровным настроением, жизни ведь ваши везет. Все претензии адресовать только организатору этих услуг, владельцу лицензии.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать