Большой привет из Америки

«Говорить о жизни серьёзно — скучное и малопродуктивное занятие», — считает Юрий Солодкин, автор стихотворных афоризмов, наш земляк, последние 10 лет живущий в Соединенных Штатах.

«Говорить о жизни серьёзно — скучное и малопродуктивное занятие», — считает Юрий Солодкин, автор стихотворных афоризмов, наш земляк, последние 10 лет живущий в Соединенных Штатах

Поводом связаться с Юрием Солодкиным стал выход в Новосибирске сразу двух его новых книг — «Стихотворные афоризмы» и «Библейские поэмы». Это уже пятая и шестая книги автора. Все они изданы в России. Что, в общем-то, неудивительно. Только россиянину в полной мере понятен его грустный юмор, для понимания которого надо прожить всю жизнь (или, по крайней мере, много-много лет) в этом часто абсурдном и анекдотическом и тем не менее таком родном одновременно раю и аду, именуемом Россией.

«Шутить и честно делать дело…»

Книга «Стихотворные афоризмы» открывается следующим:

— Зачем родился?
— Не ко мне вопрос.
— Как жить?
— И душу ублажать и тело.
— А ежели не в шутку, а всерьез?
— Всерьёз?
Шутить и честно делать дело.

Стихами заговорил с шести лет: уже в первом классе писал бабушке письма в стихах. «Проза» тоже получалась неплохо: школьные сочинения цитировались, тиражировались и ходили по рукам.

Большая часть жизни прошла в Академгородке. Карьерная линия была плавно возрастающей, без крутых подъемов и падений: школа, институт, аспирантура, кандидатская, затем докторская степень, профессорское звание, кафедра в НЭТИ (теперь НГТУ).

При этом «технарь» Солодкин активно печатался в поэтических сборниках института, в журнале «Сибирские огни», получал призы в телевизионных литературных конкурсах, посещал легендарное литературное объединение Ильи Фонякова (Фоняков, кстати, настоятельно советовал, чтобы он бросал науку и шел в литературный институт).

С главным жанром определился практически сразу же.

— Все, что проходило через мою жизнь, включая общение с друзьями и недругами, увлекательную и рутинную работу, любовь и все попытки осознать себя в этом мире — вызывало размышления, которые спрессовывал в предельно емкие — в две, максимум в четыре стихотворные строчки, — говорит Юрий Солодкин.

Строчки были веселые и ироничные. Поскольку, как считает автор, говорить о жизни серьёзно — скучное и малопродуктивное занятие. Но за веселым настроением его мини-стихов всегда угадывались мудрость и грусть умного, тонко чувствующего человека, до конца постигшего весь восторг и невыносимость бытия и сохранившего при этом спасительное умение поиронизировать над миром и над самим собой. Вечное «ура», как очень точно подметил он в одном из афоризмов, слышится лишь в слове «дурак».

«Счастье формулой не выражается…»

Свое понятие о счастье автор выразил в двух коротких строках:

Счастье формулой не выражается,
Если делишь, оно умножается.

Это типичный пример его афоризма. Дважды два у Юрия Солодкина редко бывает четыре, и поэтические формулы имеют у него не меньше, а гораздо больше прав на существование, чем математические.

Послесловие к книге «Библейские поэмы» написал сильный филолог Олег Постнов (кстати, автор хорошей прозы). Исследовав суть стихотворного афоризма, он определил его как жанр достаточно сложный и поэтому не так часто встречающийся в творчестве поэтов-юмористов разных эпох. Ибо стихотворный афоризм, читаем, «содержит в себе важный парадокс: он предельно легок для читателя, но предельно труден для поэта». И далее: «смысловой лаконизм должен быть отточен до предела».

Иногда для того, чтобы попасть «в рамки размеров и рифм», запараллелить, смешать и сгустить смыслы, уходят, по признанию Юрия Солодкина, недели, а то и месяцы.

— Понятно, что речь не идет о непрерывной работе, но, что бы ты ни делал, это все время сидит в голове и не дает покоя, — признается он.

А у читателя возникает иллюзия, что все эти легкие, изящные, остроумные строки рождены сами собой, ненароком, невзначай… Просто потому, что так устроен ум стихотворца и таков инструмент его восприятия и чувствования жизни. Ум у Солодкина, что не раз подмечали его друзья, устроен действительно своеобразно. И потому в банальном «богатство» ему видится «Бог» и «гадство». И из этого рождается его экспромт:

Богатство — это Бог и гадство,
Точней не скажешь про богатство.

А как вам его игра приставками?

Влеченье на раз — развлеченье,
Общенье на раз — разобщенье,
А право на раз — расправа,
Но каждый раз плата — расплата.

В сборник «Стихотворные афоризмы» вошли восемь циклов, каждый со своей спецификой. Афоризмы, построенные на игре слов, собраны в главе с названием «Неслучайно, не просто так получается слов игра…». Цикл «Религий прокрустово ложе// Тебя не вмещает, о Боже!» состоит из строчек-размышлений о непростых отношениях человека с Богом. Главка «Не стоит о себе подобных в деталях выяснять подробных…» содержит подшучивания над несовершенством гомо сапиенс… Самые фривольные из циклов — это цикл про женщин «Как мы хитрим, как мы финтим, а на уме один интим» и цикл «Речь российская без мата, как духи без аромата», где содержится неформальная лексика.

С неформальной лексикой у интеллигента Солодкина отношения свои.

— Будем честными, вряд ли найдется человек, который в эмоциональном порыве не употребил бы крепкого словца, — говорит он. — Но это, естественно, не значит, что в незнакомом кругу, со сцены или в литературе надо сыпать матом направо и налево…

Все беды от фигового листка?

Книга «Библейские поэмы» очень отличается от всех прежних книг автора, в которых преимущественно собраны афоризмы. Хотя в глубинной основе книги все тот же афоризм, что делает ткань произведения особенно густой, богатой смыслом и увлекательной для чтения.

«Библейские поэмы» — это стихотворная параллель Пятикнижию Моисееву: от сотворения мира до исхода евреев из Египта и смерти Моисея. Все события полностью соответствуют Ветхому Завету, что не исключает личного отношения автора и его попытки дать свое толкование Текста. «Отсутствие точного знания всегда открывает возможности для игры воображения», — замечает Солодкин, комментируя главу, посвященную шестому дню Творения, который, как известно, закончился созданием человека. Игра воображения автора «Библейских поэм» уводит его как от дарвинской теории происхождения видов, так и исключает Создателя, который лепит человека из глины и вдувает в него душу.

— Почему бы не представить себе, — рассуждает автор в предисловии к этой главе, — что в «воде, отделенной от Суши», оказалось достаточно неведомой нам пока «живой» энергии, или, если хотите, «энергии Духа», чтобы появились сначала водоросли, потом почва и земная растительность. Это привело к увеличению «живой» энергии Мирового океана, и он «вскипел» различной морской живностью и рыбами. «Живая» энергия в результате рождения и смертей продолжала накапливаться и при достижении определенных уровней порождала следующие друг за другом «кванты» жизни, которыми стали амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие и, наконец, человек. Почему физика может быть квантовой, а биология нет?

Именно такое развитие событий, полагает он, удивительным образом совпадает с картиной сотворения мира, изложенной на первых страницах Ветхого Завета.

С аналогичным желанием понять, о чем речь, он относится ко всем библейским событиям. Будь то история Каина и Авеля, Иосифа и его братьев, исхода из Египта во главе с Моисеем и так далее. И тогда, по версии «Библейских поэм», не только запретный плод, сорванный непослушной Евой, но и фиговый листок, которым ревнивый Адам приказал подруге скрыть свою наготу, становится поводом для «изгнания из Эдема».

Фиговый листок

И это был всему исток.
Сначала фиговый листок.
Потом, и никуда не деться,
Убили зверя, чтоб одеться.
С тех пор всегда с разбоем рядом
Страсть к украшеньям и нарядам.
Всего-то
фиговый листок,
Но Божий приговор жесток.


Читатель, не знакомый с историей Юрия Солодкина, по его книгам вряд ли заподозрит, что их автор уже десять лет как живет в иной стране. Иностранца в авторе, пожалуй, выдает большое число предисловий, послесловий и толкований, которые вошли в книги. Он как будто боится быть непонятым. Он как будто забыл, что наш человек очень понятлив и сметлив. Это такое гениальное «чувствилище», что если даже он чего-то и недопоймет, то непременно дочувствует, а недочувствует, так досочинит, достроит…

Думаем, скоро у Юрия Солодкина будет возможность с удовольствием об этом вспомнить. В марте он приезжает в наш город. Так пожелаем же ему понимания, интересных диалогов и творческих встреч!

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать