Принимая экзамены у студентов и в очередной раз слушая откровения вроде того, что Русь крестил святой Валентин или Александр Македонский, что Петр Первый воевал с Чингисханом, а Карл Маркс был древнегреческим философом, что в Риме был такой бог двуликий Анус, и т.п. и т.д., я поневоле думаю о том, как нужно преподавать историю (конечно, не только история предстает в уродливом виде), чтобы она разместилась в головах молодых людей таким удивительным образом. Но историю я очень люблю и за нее мне особенно обидно.
Возьмем, например, учебник
Без конкретных примеров это пустые слова. Из учебника оказался совершенно убранным личный момент. Например, один из наиболее драматических периодов нашей истории вторая половина
«Инстанции» вместо людей. Насколько ярче бы выглядела эта картина, если бы вспомнить хотя бы один эпизод с Л. Кагановичем, который, приехав из очередной поездки по подведомственным им железным дорогам, приказав частью расстрелять и частью посадить десятки служащих, хвастался: «Часть их ушла сама, а часть мы их ушли!» Во всем параграфе на три страницы густого канцелярита только два имени. Тоска зеленая!
И вот, например, как действительно возбуждается и интерес к истории, и попытка понять, что движет людьми и что отличает одну культуру от другой. Наш замечательный писатель Константин Леонтьев пишет: «Я помню, как я сам, прочтя случайно (и у кого же у Герцена!) о том, как во время бури персидские вельможи бросились сами в море, чтобы облегчить корабль и спасти Ксеркса, как они поочередно подходили к царю и склонялись перед ним, прежде чем кинуться за борт
» И дальше он сравнивает этот эпизод с известным событием под Фермопилами (когда триста спартанцев под командой царя Леонида погибли, защищая от персов узкий проход и дав возможность спастись остальной армии), размышляет о том, что «
гораздо легче положить свою голову в пылу битвы, чем обдуманно и холодно, без всякого принуждения, решаться на самоубийство
Такой эпизод не может оставить равнодушным наше воображение и заставит так или иначе думать о том, как бы мы поступили в такой ситуации, т.е. делает историю живой, а нас соучастниками. А если так написана история России, когда речь идет о своей стране и наших предках? Вот и приходит на помощь святой Валентин. Он, по крайней мере, понятен и близок