Аморальное 14 февраля?

С навязанным нам праздником борются все, кто понимает его чуждость. В некоторых школах решили в пику дню святого Валентина отметить загодя праздник Руслана и Людмилы.

Кусочек лимона в крещенской проруби

В январском номере православной газеты «Радонеж», пришедшей в Новосибирск, как обычно, с месячным опозданием, помещена статья «Кусочек лимона в крещенской проруби», в которой, в частности, написано: «В последние годы, под впечатлением благочестивого обычая православных русских людей на Крещение, после праздничного богослужения, погружаться в только что освященную воду в проруби — «иордани», у СМИ составился собственный обычай — давать рекомендации, так сказать, «моржам — на заметку». С серьёзным видом специалисты-медики толкуют, что «алкоголь допустим только после, но ни в коем случае не до погружения в крещенскую прорубь». И вообще, «для повышения собственной холодоустойчивости можно за полтора-два часа до крещенского «заплыва« съесть столовую ложку рыбьего жира с ломтиком хорошо посоленного чёрного хлеба или кусочком лимона. Перед купанием рекомендуется растереть тело любым жирным кремом или оливковым маслом…» и т. д. Понятно, что, как на Рождество тема «жареного гуся» напрочь вытесняет самую возможность помыслить о Том, чьё именно Рождество празднуется, точно так же и на Крещение вопрос о «холодоустойчивости« затмевает смысл праздника. Остаётся только прорубь. Ну, может, ещё вот кусочек лимона…»

Казалось бы, что вспоминать в середине февраля о месячной давности празднике Крещения? Но, как оказалось, стремление внести в святые для верующих дни праздников мирскую составляющую — вещь неистребимая. Подтверждение тому сегодняшний день памяти священномученика Валентина, который повсеместно называют «Днём любви». По этому поводу протестуют и католическая, и православная Церкви. Возражения эти сводятся к тому, что понятие святости в христианстве никак не сообразуется с разнузданным характером праздника, интерес к которому подогревают акулы торгового и развлекательного бизнеса. В прошлом году накануне Дня святого Валентина «Интерфакс» распространил довольно резкое высказывание ряда экспертов в области педагогики, которые назвали «День святого Валентина» аморальным праздником. «Праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, эксплуатирует самые низменные чувства и извращает само понятие любви», — говорится в аналитическом документе, подготовленном сотрудниками МГПУ и Департамента образования Москвы.

Авторы документа считают, что «День влюбленных» был «искусственно навязан российскому обществу, не имея никаких корней в культуре русского или каких-либо иных народов России». В этой связи, эксперты расценивают «День святого Валентина» как часть мероприятий по разрушению страны, обусловленных идеологией глобализма. «Разрушение страны невозможно без разрушения национальных традиций. А разрушение национальных традиций невозможно без навязывания суррогатных заменителей», — поясняют авторы доклада. С церковной же точки зрения, праздник этот аморален вдвойне, так как при этом совершается глумление над памятью мученика, отдавшего жизнь за Христа.

Отдавший жизнь за веру

Святой Валентин — реально существовавший исторический персонаж, был епископом и жил в III веке в городе Интерамне Римской империи. Из жития святого известно, что он был искусным врачом и вылечил сына учёного язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен, и он никак не мог выпрямиться. Причём излечился Херимон не столько врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной молитвой. После этого случая уверовали во Христа и сам Херимон, и его учёный отец, и множество обучающихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть.

Поскольку в те времена Церковь была ещё едина, то священномученик Валентин сегодня почитается и православными, и католиками. Только в православном месяцеслове он называется епископом Интерамским с днём памяти 12 августа, а у католиков — епископом Тернийским (современное название древней Интерамны — Терни) и память его празднуется 14 февраля. Каким же образом день памяти святого переплёлся с современным светским «праздником любви»?

Истоки праздника — «луперкалии»


Никак не мог предполагать святой Валентин, что потомки спутают его с языческим Фавном

В Древнем Риме в середине февраля праздновались так называемые луперкалии (от lupus — волк). Считается, что праздник этот учредили основатели Рима Ромул и Рем в честь вскормившей их молоком волчицы. Но возможно, что этот культ восходит к почитанию бога Фавна — покровителя стад. Одним из прозвищ Фавна было «Луперк», что буквально означало «охраняющий от волков». Луперкалии проходили именно в середине февраля, потому что в это время начиналось спаривание скота, и Фавна молили о том, чтобы он благословил размножение стад и сохранил их от волков.

Праздник отмечали торжественно и по-язычески весело. В святилище, устроенном в пещере на склоне Палатинского холма и называемом Луперкал, совершалось жертвоприношение: жрецы-луперки закалывали козу, как животное, самое приятное на вкус для волка, и собаку, как животное, наиболее ненавидимое волком. Затем закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни, называемые «фебруа» (отсюда, кстати, и происходит название месяца — февраль). Выбранные два юноши — луперки — подпоясывались таким ремнем, брали связки остальных ремней, выбегали нагими из пещеры и начинали ритуальный бег вокруг Палатинского холма, стегая ремнями всех попадавшихся на их пути. От этих ударов не только никто не уклонялся, но наоборот — женщины и девушки подставляли луперкам спину, плечи и грудь: считалось, что это даёт удачу в любви, делает счастливым брак и гарантирует обильное потомство. Так постепенно в праздник, посвящённый спариванию животных, стало принято просить любви и обильного потомства для людей.

Поскольку очень часто эти игрища заканчивались самым тривиальным блудом, то Римская церковь, чтобы «перебить» языческие привычки, установила в середине февраля чтить память святого Валентина, епископа Тернийского, пострадавшего за веру в III веке. Но искоренить языческие привычки оказалось не так-то просто. Любители любовных игрищ тут же объявили святого Валентина покровителем влюблённых. А позже появилась легенда о странствующем монахе, который тайно венчал влюблённых, а, попав за это в тюрьму, сам влюбился в дочку тюремщика, которую излечил от слепоты. Согласно этой же легенде, перед казнью монах послал дочке тюремщика письмо с объяснением в любви в виде сердечка — «валентинку». В XV веке томящийся в тюрьме Тауэр принц Чарлз, герцог Орлеанский, написал письмо в виде «валентинки» своей любимой жене, положив начало новой традиции, с годами переросшей во всемирный праздник, в день которого влюблённые шлют «валентинки» предметам своих сердечных воздыханий. Правда, в последнее время эти сердечные воздыхания всё больше подменяются телесными вожделениями, а сам разнузданный и неприличный характер праздника влюблённых всё более приближает его к древним языческим луперкалиям и уж никак не соответствует святости памяти человека, когда-то отдавшего свою жизнь за веру.

Они помогут нам

С навязанным нам Западом праздником в меру своих сил понемногу борются все, кто понимает его чуждость нашей российской ментальности. Так, в некоторых новосибирских школах в этом году решили в пику празднику святого Валентина отметить загодя (12 февраля) праздник Руслана и Людмилы. Что из этого в конечном счёте получится — пока неясно, всё зависит от фантазии и способностей организаторов нового праздника, лишь бы импортную «валентинку» не заменили механически российской «русланкой». Предлагает свои варианты и православная Церковь, которой каждый год 14 февраля приходится отбиваться от желающих приобрести в церковных лавках освященные «валентинки». Есть предложение вместо католического Дня влюблённых отмечать такой же день, но православный, а именно 8 июля в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые (а это принципиально) не только любили друг друга, но и поженились и прожили вместе долгую жизнь и умерли в один день и час. Но есть и другие, более действенные, с христианской точки зрения, инициативы.

В православном церковном календаре 14 февраля день памяти святого мученика Трифона, одного из самых почитаемых святых в дореволюционной России. Считается, что этого святого боится всякая нечисть — будь это вредители, которые губят сельскохозяйственные угодья, или вредители душ человеческих под названием бесы. Вот святому Трифону и предлагается сегодня молиться, чтобы он защитил молодые неокрепшие души от современной бесовщины телевизионных и прочих шоу, бесстыдно извращающих святое слово «любовь». Поддерживают эту инициативу и католики, возмущённые всё нарастающей коммерциализацией дня 14 февраля и бесстыдным надругательством над памятью священномученика Валентина, который, кстати, считается у католиков помощником в избавлении от душевных заболеваний. А иначе как всеобщим помешательством сегодняшний «День влюблённых» не назовёшь.

Вот и собираются сегодня помолиться православные и католики, хотя и разным святым, но фактически об одном и том же, и, как говорится, нет худа без добра. Кто знает, может эти одновременные молитвы и послужат прорывом в никак не получающемся православно-католическом диалоге. Ведь сколько лет пытаются православные и католики сесть за стол переговоров и обсудить назревшие болезненные вопросы в далеко не мирных взаимоотношениях двух Церквей, некогда единых. Но что невозможно людям, вполне возможно святым небожителям. Глядишь, святые мученики Трифон и Валентин возьмут да и помирят православных и католиков.

Поделиться:
Копировать