Любит ли молодёжь театр?

«Мы хотели понять, как ребята, студенты новосибирских вузов, реагируют на интеллектуальную драматургию. И предложили им отрецензировать на выбор несколько спектаклей».

«Театральный интерактив» под крышей «Старого дома»

Спектакль «Тойбеле и её демон» оказался самым сложным из всего, что было предложено для рецензирования

Администрация театра «Старый дом» провела необычный молодёжный конкурс. «Мы хотели понять, как ребята, студенты новосибирских вузов, реагируют на интеллектуальную драматургию. И предложили им отрецензировать на выбор несколько спектаклей», — рассказала Оксана Ефременко, заведующая литературной частью «Старого дома».

В самом деле, разве не интересно узнать — насколько соответствуют особенности восприятия, образ мысли, степень эрудированности студентов тому стереотипу, который сформировался в сознании людей более старшего возраста? Правда ли, что в основной своей массе «новое русское поколение» ну никак не воспринимает интеллектуальные книги, фильмы, спектакли?..

Про основную массу говорить, конечно, трудно. И все же по поводу участников конкурса «Театральный интерактив» вывод напрашивается сам собой: проникнуться увиденным, обобщить, проанализировать — все это оказалось для них вполне посильной задачей.

Кто же из конкурсантов оказался в итоге самым-самым? Екатерина Унгур (НГУ) заняла третье призовое место за рецензию на спектакль «Семейный портрет в интерьере». Николай Поляк (СибГУТИ) завоевал второе почетное место — объектом его критических замечаний и раздумий стал «Карточный домик». А вот самый главный, «золотой» приз достался студентке второго курса факультета журналистики НГУ Ирине Урванцевой, которая написала отзыв-размышление на тему спектакля «Тойбеле и ее демон».

Если вглядеться попристальнее…

«Семейный портрет…», в основе которого лежит пьеса Максима Горького «Васса Железнова» (подзаголовок — «Мать»), стал для Екатерины Унгур хорошим поводом поговорить о конфликте поколений, о человеческих страстях и пороках:

«Попадаешь в другое пространство на несколько минут, где только ты — зритель, и герои спектакля. И они с тобой разговаривают. Откровенно рассказывают о себе. А слушать неприятно, в некоторые моменты даже противно, душе некомфортно… Пьеса написана в начале двадцатого века, но актуальна и сегодня… Столько хитро переплетающихся меж собой, словно паутина, пороков! Завязываются они в прочный узел. Концы — любовь, брак, семья. Правда, политы они грязью. Почему-то все чаще на добро отвечают не тем, чем бы хотелось. Даже собственные дети».

Тема взаимоотношений между поколениями актуальна во все времена. И, наверное, права Екатерина Унгур, когда советует вглядеться в «Семейный портрет…» попристальнее.

Легко ли быть фантазёром?

— Спектакль «Карточный домик» был мне не очень понятен, так как я ожидал другого, — рассказывает Николай Поляк, занявший в конкурсе второе место. — Постановка показалась мне очень необычной: она рассчитана не на русского зрителя, а скорее на менталитет европейца. Ведь русский человек, воспитанный на Достоевском и Чехове, любит интеллектуальный театр, а здесь интеллектуального театра было мало. Зато много веселья, ругани, шума. И в этом шуме и гаме сложно было узреть смысл. Но так как я — человек, который сначала посмотрит, а потом прочитает, я вернулся домой и внимательно изучил пьесу Тома Стоппарда «Отражения, или Истинное» (в постановке новосибирской труппы — «Карточный домик, или Настоящее»). По прошествии времени все-таки могу сказать: пьеса мне понравилась.

Британский драматург Том Стоппард задает себе и зрителю очень обширный философский вопрос: способен ли художественно одаренный человек, писатель-фантазер к мирной, размеренной жизни в семейном кругу?.. А Николай Поляк, в свою очередь, размышляет о том, в чем же заключается «трагедия истинного писателя» по Тому Стоппарду:

«…Всем нам хорошо известны такие люди, они могут быть гениальны в различной степени, но всегда их непостоянство выливается в личную жизнь, они будут менять одного, другого, третьего спутника жизни, пока не разберутся в самих себе, в этом заключается трагедия…»

Дьяволица, дьяволёнок и небо в алмазах

— Наш педагог выделила спектакль «Тойбеле и ее демон» как самый сложный из всего, что было предложено для рецензирования, — рассказывает Ирина Урванцева, победительница конкурса «Театральный интерактив». — И я решила, что на него обязательно нужно сходить.

«Связь человеческого существа с демоном издавна привлекает умы художников, — так начинается статья Ирины. — Ведь, наверное, нет ничего более необъяснимого и загадочного, чем подобного рода отношения. Спектакль режиссера Сергея Каргина — еще одна попытка поразмышлять на эту тему…»

Тема и впрямь занимательная. Осмелюсь даже сказать, слегка затертая: виртуальные переживания закручивают в своих лабиринтах людей вполне крепкого и, казалось бы, трезвого ума. Загляните на любой интернет-«фэндом», где собираются поклонники фильмов и книг: в кого только не влюбляются тамошние обитатели! В демонов и ангелов, в вампиров и поп-актеров, в двухмерных анимэшек и эфемерных зеленых человечков… Поэтому спектакль временами даже вызывал досаду: стоит ли так «размазывать» очевидное? А впрочем, было все равно интересно. И очень грустно. А главное — жалко нас, людей, которые стесняются своих слишком человеческих наклонностей и упрямо тянутся в иные реальности.

Размышляя о главной героине спектакля (исполнительница Елена Гурина), Ирина Урванцева видит в ней целый букет качеств, характеризующих мечтательниц всех времен и народов: раздвоенность, готовность на все, радостную жажду обманываться и обольщаться.

А что же главный герой действа (актер Вадим Тихоненко), «замарашка« Алхонон, в котором — пусть только на один звездный час, в самую полночь, в угоду фантастической возлюбленной — вдруг просыпается демон? Алхонон как ученый, обладающий хоть каким-то количеством мозгов, понимает, что в том образе, в котором он живет, он не может понравиться очаровательной Тойбеле….Алхонон рассказывает любимой Тойбеле сказки, как он летает через снежные пустыни. Чего у Алхонона никак не отнимешь, так это воображения. Что ж, он мог бы заняться писательством и сочинять прелестные произведения, вкладывая в них всю свою буйную фантазию. Но зачем же мусолить мозги молоденькой девушке? Разве это не есть кульминация жестокости?.. Спектакль Сергея Каргина еще раз доказывает, что история любви, связанная с мистикой и с высшими силами, никогда не может сделать влюбленных счастливыми».

Искусство театра: за что его любить?

Тонкое обаяние театрального зрелища предполагает определенную культуру восприятия. А потому, наверное, доступно не для всех. Чем же еще объяснить тот факт, что многие новосибирцы довольно редко посещают спектакли, хотя театральная жизнь города бьет ключом. Быть может, охоту отбивают регулярные бдения у «голубого экрана»? И вообще, любит ли молодежь театр? А если любит — за что же именно? Ведь любовь, как известно, бывает разная…

— Прямой контакт между зрителем и актером ничем нельзя заменить, — считает Николай Поляк. — А «Старый дом» по-своему уникален: в его маленькой аудитории устанавливается очень близкая эмоциональная связь между человеком на сцене и человеком в зрительном зале. В оперном, с его огромной сценой, партером, ярусом, такая близость недостижима.

«Нужен ли театр поколению XXI века?» — это, в сущности, вопрос банальный и риторический. Если бы тяга к театральному действу окончательно угасла, вряд ли такое широкое распространение получили бы в молодежной среде, скажем, ролевые игры… Так что, как вполне справедливо отметил в рецензии все тот же Николай Поляк, театр нужно «просто пережить» — затем, чтобы «обогатить себя чувственно». «Это так же важно в современной черствой жизни, если даже не важнее, как разбираться в глубокой философии драматургии».

А «Старый дом» и впредь намерен проводить подобные конкурсы для зрителей всех возрастов. Думается, никто из конкурсантов, посетивших яркие, оригинальные спектакли, в проигрыше не останется!

Поделиться:
Копировать