Новосибирск 1.8 °C

В Толмачёво не разбился ни один самолёт

09.02.2008 00:00:00

Однако лётных происшествий хватало во все времена

За прожитые полвека много чего произошло в жизни авиапредприятия: «воздушный причал Сибири» активно развивался, осваивались новые модели самолетов, но приходилось сталкиваться и с разного рода проблемами — прежде всего с лётными происшествиями. К счастью, за всю историю аэропорта в Толмачёво не разбился ни один самолет! Это уникальное явление в истории отечественной авиации. Одни уверяют, что у аэропорта своеобразная аура, другие считают, что место для его строительства выбрали очень удачное.

Как бы то ни было, но вся его история подтверждает и то, и другое. Хотя, если внимательно изучить документы аэропорта, можно обнаружить, что поломок самолетов, отказов двигателей, вынужденных посадок было более чем достаточно. Виной тому и недоработки конструкторов, и погодные условия, и «человеческий фактор», в частности, низкий уровень квалификации обслуживающего персонала, а также элементарное разгильдяйство.

Чуть не угнал самолёт…

Используя материалы книги «Воздушный причал Сибири. Очерки истории аэропорта Толмачёво. 1957–2007 гг.», посмотрим, что же происходило с самолетами 204-го авиаотряда.

Первое из установленных нами по архивным источникам авиапроисшествие датируется 17 ноября 1958 года. Тогда на самолете Ту-104, возвращавшемся из Хабаровска в Новосибирск, произошел частичный выброс масла левого двигателя из-за неплотно завернутой пробки маслобака.

А дальше неприятности посыпались как из рога изобилия. Так, 29 октября 1959 года при заходе на посадку на «родном» аэродроме Ту-104 левый двигатель самопроизвольно резко снизил обороты, и экипажу пришлось садиться на одном двигателе. Расследование установило, что при проведении регламентных работ за неделю до происшествия авиамеханик не законтрил накидную гайку, соединяющую трубку со штуцером насоса. Она самопроизвольно под воздействием вибрации отвернулась, и трубопровод подвода воздуха разъединился. На следующий год самолеты 204-го авиаотряда трижды совершали вынужденные посадки, и все три — по вине ЛЭРМ аэропорта. Один из таких случаев произошел 13 октября, когда после взлета на высоте 250 метров внезапно открылся тормозной парашют.

Курьезный случай имел место 10 апреля 1961 года. Экипаж Ту-104 совершал на высоте 10 тысяч метров очередной рейс. Командир корабля 204-го авиаотряда Быковский, вопреки инструкциям и жестким предписаниям, снял кислородную маску и закурил на рабочем месте. Маска, в которую продолжал поступать кислород, воспламенилась, и при ее тушении летчик получил ожоги рук.

9 июля 1963 года после обслуживания в Толмачёво выпустили для продолжения рейса лайнер Дальневосточного управления ГВФ с открытой (без пробки) заливной горловиной маслобака левой силовой установки. В результате произошла авария двигателя. 21 мая 1964 года на перроне аэропорта во время зарядки кислородно-бортовой сети на самолете Ли-2 по вине авиатехника ЛЭРМ произошел взрыв бортового кислородного баллона.

Имели место и факты нарушения трудовой дисциплины, наиболее экзотическим из которых стала попытка одного из авиатехников летом 1965 года самовольно взлететь на самолете Ил-14. Большая часть таких случаев была связана с употреблением горячительных напитков. Пьянство как социальное явление уже в это время глубоко проникло во все поры советского общества. В аэропорту для его распространения имелись и дополнительные предпосылки, связанные с этапом становления предприятия и спецификой его деятельности. К таковым можно отнести отсутствие налаженной системы контроля за текущей деятельностью сотрудников, наличие большого количества автомобилей, находившихся на неохраняемой стоянке, что позволяло использовать их для поездки за спиртным в поселок или близлежащие селения. Развитию явления способствовало и наличие в структурных подразделениях большого количества спирта, используемого в технологических целях, который активно «экономили» или растаскивали. Документальная ревизия в 1962 году установила факт списания 4375 литров спирта без оправдательных документов.

«Самолёт сгорел, экипаж и пассажиры невредимы»

Регулярно в начале 70-х в Толмачёво из Москвы совершал рейс «ветеран» Ту-114, переделанный в межконтинентальный лайнер из стратегического ракетоносца Ту-95. Это был первый отечественный двухпалубный аэробус. За все время полетов в Толмачево с самолетом произошло только одно происшествие: 27 октября 1971 года при подлете к аэропорту у него не полностью вышла левая стойка шасси, но экипаж сумел нормально посадить воздушное судно с 93 пассажирами.

Самая серьезная авария за всю советскую историю авиапредприятия случилась 20 октября 1968 года. «В этот день экипаж Ил-18 «Д» в сложных метеоусловиях (обильный снегопад, метель) с пассажирами на борту выполнял рейс Новосибирск — Якутск — Магадан. Летчики в этом составе летели первый раз, и командир корабля на предполетной подготовке не дал четких указаний по взаимодействию отдельных членов экипажа. В районе Кемерова обнаружилось выбивание масла из второй силовой установки (двигателя). В нарушение руководства по летной эксплуатации не был зафлюгирован воздушный винт аварийного двигателя, а командир корабля принял решение произвести вынужденную посадку на четырех работающих двигателях в аэропорту Красноярска. Там была сложная метеообстановка, в то время как на других запасных аэродромах маршрута (Кемерово и Братск) она была хорошей и исправно работали радиотехнические средства посадки. Просчеты наземных служб и экипажа привели к тому, что 58-тонная машина с большой вертикальной скоростью грубо приземлилась в 200 метрах от ВПП «одновременно на основные шасси и хвостовую часть фюзеляжа. Центроплан и плоскости при этом разрушились, и на самолете возник пожар. Самолет сгорел, экипаж и пассажиры невредимы«. Лайнер списали, а убытки в размере 968749 рублей не позволили авиапредприятию выполнить план 1968 года».

Другая авария произошла уже непосредственно в порту. 10 декабря того же 1968 года, когда «из-за несоблюдения мер предосторожности при рулежке по перрону повредили два самолета Ил-18».

Согласно документам, «за 10 лет, с 1963-го по 1972 год, в подразделениях Толмачёвского объединенного авиапредприятия произошли два тяжелых лётных происшествия (Ан-24, Ту-104), две аварии, 317 предпосылок, из которых пять связаны с нарушением УВД, и большое количество повреждений самолетов на земле. 25 июля 1971 года Ту-104 потерпел тяжелое летное происшествие в Иркутске при производстве посадки. 1 апреля 1970-го потерпел катастрофу самолет Ан-24 из-за столкновения с посторонним предметом типа шара-зонда… 20 октября 1968 года Ил-18 потерпел аварию в Красноярске. Самолет сгорел. Экипаж и пассажиры получили ранения и ушибы».

В 1975 году зарегистрировали 32 предпосылки к летным происшествиям, из них 16 окончились вынужденными посадками, 11 полетов происходило с выключением отказавшего двигателя. По вине АТБ и других служб аэропорта произошли следующие происшествия: 11 января — вынужденная посадка Ил-18 из-за убыли масла третьей силовой установки по причине некачественного устранения дефекта; 27 января при взлете Ту-104 открылась одна из входных дверей из-за неправильной сборки ее замка; 14 марта — вынужденная посадка Ту-154 из-за неправильного устранения дефекта ноги шасси; 4 июня — вынужденная посадка Ту-104, поскольку после взлета отказала УКВ-радиостанция из-за неправильно произведенного ремонта.

В 1971 году пилоты только 114-го летного отряда произвели 13 вынужденных посадок. Причем не всегда были виноваты люди. 22 июля во второй двигатель Ил-18 при взлете из аэропорта Домодедово после отрыва от ВПП попала птица. Двигатель пришлось отключить и садиться на вынужденную. Насколько нам известно, это был первый случай подобного рода в истории авиапредприятия.

Как в фильме «Экипаж»

Не менее драматичные события разворачивались непосредственно на территории аэродрома 29 апреля того же года. При перегрузке багажа с борта Ту-154, прибывшего из Москвы, на такой же самолет, который должен был вылететь в Якутск, выяснилось, что из трех продолговатых пеналов вытекла ртуть и забрызгала багажные отсеки обоих лайнеров. Самолеты отбуксировали на изолированные стоянки для удаления ядовитого металла. Техники оделись в специальные защитные костюмы и 10 дней практически не выходили из багажных отсеков: «Ртуть, многократно смываемая и продуваемая теплой струей воздуха, вновь проступала, будто прорастала изнутри». После длительных экспериментов нашли средство — горячая вода, мыло, ветошь.

18 февраля 1978 года в процессе подготовки к очередному рейсу самолета Ту-154 один из техников, подогревая салон, оставил без присмотра обогреватель. «Оставленная перед калорифером подогревателя ветошь с потоком воздуха попала в калорифер, загорелась и через рукав была выброшена в кабину. Возникший очаг пожара обнаружен поздно, когда меры по его ликвидации оказались безрезультатными». Ну а дальше, как водится, началось расследование. Сгоревший самолет списали, «повесив» на авиапредприятие его остаточную стоимость в размере трех миллионов рублей.

1 марта 1980 года при посадке в аэропорту Оренбурга в нормальных метеоусловиях экипаж Ту-154 дал «козла» и приземлился за 400 метров от края ВПП с «последующим разрушением фюзеляжа на 49-м шпангоуте». То есть самолет развалился, как в фильме «Экипаж». Пассажиры и экипаж не пострадали, поскольку воздушное судно ушло на боковую полосу безопасности, где слой снега был до 50 см, поэтому не произошло возгорания.

По материалам книги известных новосибирских ученых-историков Михаила и Дениса Шиловских «Воздушный причал Сибири. Очерки истории аэропорта Толмачёво. 1957–2007 гг.»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: