Мы постоянно выкарабкиваемся из прошлого. Оно нам то тесно, то неуютно. Когда это началось? Наверное, с Петра Первого. Он нашел будущее в Европе и начал погонять Россию за найденные светлые горизонты. Потом мы рухнули в бироновщину, потом
И опять карабкались и карабкались. Наконец, в семнадцатом году прошлого века рванули в будущее всерьез.
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Проблема состоит в том, что без настоящего прошлого нет настоящего. Поэтому у нас так много ненастоящего, неправильного в самых разных сферах нашей жизни. Люди, которые разделили госсобственность, стали называться бизнесменами, ездят в Давос, где их хвалят за смекалку. Но что было создано? Пока что, если говорить о производстве, оно только развалено и, в лучшем случае,
Мы строим правовое государство, не уважая ни законы, ни слуг закона. И в этом тоже есть
И как будто с нуля якобы выстраивается гражданское общество. А откуда оно может взяться, если на протяжении поколений жили с убеждением, что инициатива наказуема? Гражданское общество может строиться только на внутреннем достоинстве гражданина, но никак не сверху. Опять как будто не было ни предков, ни традиций
Можно вспомнить и систему образования, когда наряду с действительным образованием (построенным еще на старых традициях, кстати говоря, выстраивавшихся предками), множество людей получают липовые и полулиповые дипломы вместо настоящих специальностей.
Продолжать в этом духе несложно.
Я думаю, что нам не нужно выкарабкиваться из прошлого, а нужно его принять и уважать, в нем много настоящего, по крайней мере, больше, чем в нынешнем настоящем. И только это может стать вектором к будущему, не испачканному постоянной ложью.