Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что необычность и исключительность люди находят только в сказочном, фантастическом и неправдоподобном. Не скажу ничего нового, но в последнее время исключительным, фантастическим, неправдоподобным и редким в литературе уже становится изображение смелости, честности, щедрости, ответственности, умения защищать детей и стариков, в общем, человечное . Простые вещи, которые, казалось бы, мы должны были бы видеть часто и во многих книгах. И уж точно, без чувств удивления или восторга. Но не видим.
Две книги этой недели приятно обрадовали меня наличием именно этих качеств яркости, талантливости, смелости, правдивости Всего того, что так редко сегодня удаётся встретить в современной литературе.
Дина Рубина. «Цыганка»
На мой, само собой, весьма предвзятый взгляд, рассказы и маленькие повести этой писательнице, как было и в начале ее писательской карьеры, удаются лучше всего. А еще больше всего из написанного ею мне нравится то, что так или иначе связано с ее бывшей Родиной Россией или СССР, как хотите. Ведь разница между этими двумя государствами совсем небольшая
Признаюсь, одно время даже искренне считала, что так и не смогу принять ни ее стиль, ни ее темы после отъезда из России. Так сказать, поздний еврейский период ее творчества. Сегодня уже наибольший. И по времени, и по количеству изданного и написанного Диной Рубиной в государстве Израиль.
И, как мне кажется, оставившей часть ее читателей и почитателей, принявших «на ура» первые публикации Дины в журнале «Юность», несколько разочарованными. Слишком уж национально написано, чересчур уж натуралистично, близко (хотя я верю, что такая она и есть!) к колоритной жизни Израиля, что забивает восприятие деталями, не давая возможности проникнуться чувствами.
Среди рассказов Дины Рубиной в сборнике «Цыганка» тоже есть такие особенные
Например, рассказ «Туман». В нем речь идет об убийстве братом старшей сестры, фактически заменившей ему мать, потому что она «спуталась» с молоденьким, намного моложе ее, солдатиком, вдобавок не собирающимся на ней жениться.
А вот «Фарфоровые затеи», «Адам и Мирьям», «Цыганка», «В России надо жить долго», помимо того, что доставили огромное (и, к сожалению, сегодня уже очень редко переживаемое) литературное наслаждение, еще и дали возможность войти в другую, созданную автором художественную реальность. Которая оказалась вполне способна конкурировать с окружающим миром по яркости, убедительности и степени воздействия на чувства.
Именно это принято называть большим художественным талантом, не правда ли?
Элен Файнштейн. «Анна Ахматова»
По сравнению с обычными эмоциональными биографиями, полными личных отношений и предположений, эта книга просто шедевр беспристрастности. Сам стиль, суховатая и лаконичная манера повествования, невольно внушают мысль, что в книге написана правда, только правда и одна только правда о жизни Ахматовой.
Пожалуй, не меньшим достоинством книги (и неожиданным подарком для тех, кто впервые знакомится с жизнью Ахматовой) окажется ясно показанная автором исключительность, так сказать, предначертанность ее пути с самого детства.
А прочитав о царственной величественности Анны Ахматовой, ясно выражаемой и ощущаемой в ритме ее стихов, ясности строф, красоте мыслей, начинаешь понимать простую мысль. Как нельзя писать великие стихи, оставаясь ничтожным человеком, это просто не получится, точно так же нельзя написать ничтожное стихотворение, будучи великим человеком, этого не получится тоже.
Почему-то
Вы всерьез думаете, что у таланта может быть легкая и счастливая жизнь? А после паузы добавил: Вы желаете своим детям и создаете для них в будущем весьма трудную жизнь
Проглядывающая и проблескивающая сквозь наблюдения и высказывания о ней огромность личности Анны Ахматовой заставила еще раз задуматься о том, что алмазы получаются только после прохождения колоссальных нагрузок давлением, температурой, кислотой, Бог знает еще чем при своем превращении и перевоплощении из обычного и широко распространенного графита.
Для того, чтобы безбоязненно и уверенно блистать тысячелетиями, надо приобрести недостижимую для других минералов, прозрачность, твердость и надежность. Хочется добавить: «И кто будет интересоваться мнением алмаза по поводу того, что ему приходится перенести, если в результате своих мучений он будет столь прекрасен?»
Но это ложная мысль. Думаю, как раз собственное желание и определяет появление гениальности. Согласие принять муку и желание ее выдержать, не возненавидев, не озлобившись, без особой надежды на успех, признание, вознаграждение, только ради того, чтобы увидеть тот свет, услышать ту музыку, которую видят и слышат лишь гении
Что вполне объясняет редкость как гениев, так и бриллиантов на Земле.