Забытое имя вновь вернулось из глубин прошлого
«Чаровница юных сердец», «счастливая соперница Пушкина», «гений пошлости» какими только прозвищами не награждали писательницу! В начале XX века Чарская пользовалась феерической популярностью.
Ушлые издатели переводили её опусы на немецкий, английский, французский, чешский и другие языки. С приходом советской власти книги Чарской были изъяты из библиотек и уничтожены. А сегодня, почти сто лет спустя, Чарская вновь пользуется спросом. Более того: её произведения включаются в рекомендательные списки, в программы летнего детского чтения. Многие познакомились с Чарской благодаря телесериалу «Сибирочка», недавно показанному вновь, в основу которого была положена одна из её повестей.
19 января исполняется 135 лет со дня рождения писательницы.
Она пережила свою популярность на целых двадцать лет. После революции вела жизнь тихую, скромную, незаметную. Умерла в 1937 году (а возможно,
Ее настоящее имя Лидия Алексеевна Чурилова (урожденная Воронова). Современники говорили, что в десять лет она уже сочиняла стихи, а с пятнадцати вела дневник, подробно описывая жизнь в Павловском институте, характер педагогов и близких подруг. В 1893 году Лидия Алексеевна оказалась среди лучших выпускниц и получила медаль из рук самой попечительницы института государыни Марии Федоровны.
А в начале ХХ века на книжные прилавки, как из рога изобилия, хлынули книги молодой писательницы Лидии Чарской. Выбранный псевдоним очень удачно ассоциировался с ее творчеством Чарская буквально очаровала своими творениями миллионы юных читателей по всей России.
В течение пятнадцати лет Чарская выпустила восемьдесят книг по тем временам это был абсолютный рекорд! А еще она была ведущей актрисой Александринского театра в Петербурге, активно выступала на сцене Словом, успевала повсюду.
Из-под
Самой замечательной книгой Чарской, наверное, была «Профанация стыда» книга совсем маленькая (всего десяток с небольшим страниц!), но горячая и великодушная. Книга, осуждавшая телесные наказания детей в учебных заведениях дореволюционной России.
Что же касается художественных произведений Чарской, то еще в начале ХХ века их в пух и прах громила серьезная критика. «Упоён до безъязычия, иронизировал Корней Чуковский в статье, посвященной Чарской. Три обморока на каждую книгу такова обычная норма. Ураганы, пожары, разбойники, выстрелы, дикие звери, наводнения так и сыплются на них (героев. Т. Р.) без конца,
От такого отзыва любой автор, казалось бы, должен впасть в неминучую депрессию. Любой только не Чарская! Сломить ее оказалось не под силу даже самым маститым критикам. Да и могла ли писательница отказаться от творчества? Круглые сутки почтальоны доставляли ей на дом корреспонденцию письма от ребятишек, полные трогательных отзывов, самых нежных признаний в читательской любви А статья Чуковского и полемика вокруг имени Чарской только усилили популярность писательницы.
Интересны ли книги Чарской сегодняшнему читателю? Рискну предположить, что да.
Книги Чарской интересны еще и тем, что могут поведать многое о людях начала ХХ века. Чем они жили? Каковы были их привычки, заботы, литературные вкусы, пристрастия? Конечно, герои Чарской действуют в рамках
Они славились начитанностью, образованностью, прекрасными манерами, идущими не только от воспитания, но и от сердца. Недаром в годы Первой мировой войны многие институтки становились сестрами милосердия. И никакая суровая правда жизни не могла убить их веру, доброту и деликатность.
Полезны или, наоборот, вредны книги Чарской сегодняшним ребятам? Вопрос, конечно, любопытный. Наверное, литературные достоинства романов Лидии Алексеевны не стоит переоценивать только потому, что ее книги в советское время были запрещены. Однако впадать в обратную крайность и объявлять Чарской войну тоже не стоит. Бывает иногда, что ревностные «не по разуму» папы и мамы запрещают своим чадам лунтиков, смешариков, анимэшек, диснеевских персонажей только на том основании, что «мой ребенок должен воспитываться на шедеврах». Спору нет, идеальное дитя просто обязано читать сказки Пушкина и смотреть исключительно «Ёжика в тумане» затем, чтобы во взрослом состоянии плавно перейти к Достоевскому и Тарковскому. Но опасность детских увлечений чаще всего бывает сильно преувеличена. Вообще, к детской литературе нужен
Писатель Леонид Пантелеев посвятил Чарской вот такие строки: «Сладкое упоение, с каким я читал и перечитывал её книги, отголосок этого упоения до сих пор живёт во мне
Может быть, мне стоило сделать попытку понять: в чём же дело? Но, откровенно говоря, не хочется проделывать эту операцию на собственном сердце. Пусть