Европейские колядки

Немцы борются против Санта-Клауса,а американцам и англичанам приходится отстаивать само Рождество, которое толерантные правительства стараются свести к обычному светскому празднику.

Западные христиане отстаивают своё право праздновать Рождество

Отшумело, отплясало западное Рождество — праздник, который, по словам Папы Римского Бенедикта ХVI, в последние годы «осаждён материализмом, внутренними и внешними пустынями, в коих существует человек нашего времени».

Действительно, взрывы петард, фейерверки, шоу-конкурсы, навязчиво рекламируемые рождественские шопинги — всё это как-то не вяжется с благоговейной радостью Рождения Спасителя мира. В Германии группа активистов даже организовала кампанию за отмену Санта-Клауса как коммерческого символа рождественских распродаж. В немецких и австрийских городах активистами движения были расклеены тысячи объявлений с призывами «остановить коммерциализацию Рождества» и «объявить Германию и Австрию зонами без Санты». Участники акции вышли на улицы и стали раздавать прохожим брошюры, в которых читателям напоминают, что подарки под Рождество раздаёт святой Николай, а не «англоговорящий дед-иммигрант, одетый в нелепые красно-белые одежды». Активисты уже добились того, что в некоторых небольших австрийских городах образы Санта-Клауса запретили использовать при организации рождественских ярмарок, а владельцы многих магазинов выставили в витринах не фигурки Санта-Клаусов, а плакаты, на которых его изображение перечёркнуто красной линией.

Но если немцы борются против Санта-Клауса, то американцам и англичанам приходится отстаивать само Рождество. Толерантные правительства этих стран всяческими способами стараются свести Рождество к обычному светскому празднику нарождающегося новолетия. Так, в Америке официальные лица поздравляют граждан не с Рождеством, а со «Счастливым праздником». В последнее время многие фирмы и магазины убрали из обращения рождественское приветствие, заменив его более нейтральным пожеланием счастливых или светлых праздников. В связи с этим христианские организации Америки решили наказать такие магазины рублём, точнее — долларом. Среди верующих распространяется список магазинов, в которых с чистой совестью можно совершать рождественские покупки. К числу «благонадежных» относятся те магазины, которые признают Рождество как христианский праздник, а те, кто отрицает, попадают в «чёрный список».

Толерантность же английского правительства планомерно нивелирующего христианский смысл Рождества, который якобы уничижает достоинство представителей других религий, привела к тому, что в защиту христианского Рождества стали высказываться представители других религий. Лидеры крупнейших нехристианских религиозных общин Великобритании выступили с обращением к британцам, в котором призвали их праздновать Рождество без опасений обидеть людей, не разделяющих их верования. Обращение было принято под эгидой Комиссии по вопросам равенства и прав человека. Её председатель Тревор Филипс заявил, что пора покончить с глупостями, когда в школах отменяли рождественские пьесы, а некоторые муниципалитеты решили вместо христианского праздника отмечать просто «Зимний фестиваль».

А вот в такой, казалось бы, далёкой от христианства стране, как Китай, наоборот, с каждым годом интерес к Рождеству растёт. И хотя в Китае христиан — ничтожно малое количество (в процентном соотношении), но китайцы празднуют этот праздник на всякий случай. А вдруг правы эти европейцы и на самом деле есть такой Бог — Иисус Христос, рассуждают прагматичные китайцы и отдают дань уважения празднику, чтобы не навлечь на себя какие-нибудь неприятности духовного характера.

Как бы то ни было, но Рождество в мире празднуют, точнее практически везде уже отпраздновали, кроме России, Грузии и Сербии. А вот в Иерусалиме, где сконцентрировалось большинство христианских конфессий, его празднуют дважды — 25 декабря по григорианскому календарю и вместе с вышеупомянутыми странами 25 декабря по календарю юлианскому (что соответствует 7 января по общепринятому григорианскому календарю). 7 января празднуют Рождество христиане Вифлеема — города, название которого стало составной частью крылатого выражения «Вифлеемская звезда», со временем переиначенного в «Звезду путеводную». Путеводной звездой обычно называют то, что направляет чью-то жизнь или деятельность. Это может быть конкретный человек, или прочитанная книга, или другое важное событие в жизни человека, навсегда определившее его дальнейший путь.

До сих пор в учёном христианском мире спорят, что же это была за звезда, указывающая путь трём восточным звездочётам в течение двух лет — а именно столько брели волхвы по восточному бездорожью, чтобы, наконец, достигнуть города Вифлеема и зайти в дом, над которым эта звезда остановилась. Рисунками с изображением волхвов, подносящих Святому семейству свои дары, иллюстрируются практически все открытки, посвящённые Рождеству Христову. Правда, изображают волхвов не в доме, где проживало семейство, а в пещере (вертепе), где родился Иисус за два года до описываемых событий. Иногда на тех же открытках рядом с волхвами помещают и пастухов, которым Ангел сообщил о великом событии. Действительно, пастухи встретились с родившимся Мессией именно в пещере, а вот вместе с волхвами они там быть не могли — тем в Вифлеем ещё предстояло добраться. Впрочем, эти сюжеты, пусть и не совсем исторически точные, достаточно ярко отображают историю рождения Спасителя мира. И эта история ежегодно символически повторяется не только в православном праздничном богослужении, посвящённом Рождеству Христову, но и в народных колядках — рождественских песнопениях.

Большинство жителей России считают, что колядование — хождение по домам с пением рождественских колядок — это чисто славянская православная традиция. И каково же было удивление наших соотечественников, выехавших на постоянное место жительства за рубеж, когда они увидели, как в новогодние дни, а именно 6 января, колядуют в Германии, Италии и других странах, где распространено католическое вероисповедание. Оказывается, в католическом церковном календаре 6 января — не только праздник Крещения Господня (который в России отмечается 19 января), но и День Трёх Королей. Каким образом три восточных волхва превратились в трёх королей, никто не помнит, но в этот день в западных странах ребятишки, наряженные волхвами, ходят по домам, «славят Христа» и поют песни о том, как три восточных мудреца пришли с Востока в Вифлеем, чтобы принести подарки родившемуся Богомладенцу. Далее подставляются корзины для сбора пожертвований для поддержки конкретной церкви, от имени которой ребятишки и действуют. Люди жертвуют от души, всё это тут же учитывается сопровождающими детей взрослыми, чтобы потом по описи внести в церковную кассу. С учётом того, что в последнее время европейцы не очень-то охотно жертвуют на храмы, эти рождественские взносы являются существенным подспорьем в сборе средств на содержание церковной общины.

Если хозяева ребятишек приняли и одарили, то при выходе из гостеприимного дома гости на поперечной перекладине дверной рамы пишут мелом: «20*C+M+B*08». 2008 — это, понятно, год, а буквы С, М, В несут двойной смысл, с одной стороны — это аббревиатура выражения «Cristus mansionem benedicat» («Христос, благослови этот дом»), с другой — начальные буквы имён этих самых волхвов-королей: Casper, Melchior, Baltasar (Каспар, Мельхиор, Балтазар). Причём один из волхвов обязательно изображается негром. Это, нужно полагать, знак толерантности. Что ж, такая толерантность вполне приемлема и не сравнима с попытками заменить Рождество безликим «Счастливым праздником». Попытками неудачными и, остаётся надеяться, бесперспективными.

Поделиться:
Копировать