Новосибирск 2.9 °C
  1. Религия
  2. НОВОСИБИРСК

Как вести себя в храме?

20.12.2007 00:00:00
Как вести себя в храме?
Не следует креститься в варежках или перчатках, мужчины при этом снимают головной убор. Снимают головной убор мужчины и в самом храме, женщины же должны голову покрыть.

Иногда даже у постоянных прихожан нет на этот счёт чётких правил

Фото Сергея ПЕРМИНА

В «ВН» от 16 ноября был опубликован довольно обширный материал о церковных таинствах. Но, как выяснилось из читательских откликов, публикации этой оказалось недостаточно для того, чтобы человеку, редко посещающему церковь, войдя в храм, не растеряться. В сегодняшнем выпуске мы попытаемся осветить небольшую часть основных правил поведения в православном храме.

Целлофановый мешок платочка не заменит

Первое, что делает православный человек, подошедший к дверям храма, — совершает крестное знамение (ударение на «а»). Крестится человек трижды и читает определённые краткие молитвы. Что читать в таком случае, написано в специальной литературе, тому же, кто этих молитв не знает, можно на первый случай перекреститься и без них. В православии крестное знамение имеет большое значение, так как символизирует собой исповедование веры в распятого и воскресшего Христа. Совершается оно так: кончики первых трёх пальцев собираются вместе, знаменуя собой Святую Троицу, два остальных, означающих два естества Иисуса Христа (Божие и Человеческое), прижимаются к ладони. Сложенные три пальца полагают на лоб, чтобы Бог освятил ум, после на нижнюю оконечность груди для освящения внутренних чувств, затем на правое и левое плечо для освящения дел рук человеческих, после чего совершается поклон. В последнее время довольно часто можно увидеть, как пришедшие в храм люди крестятся слева направо. Это правило католическое, не православное.

Не следует креститься в варежках или перчатках, мужчины при совершении крестного знамения снимают головной убор. Снимают головной убор мужчины и в самом храме, женщины же, наоборот, должны голову покрыть. Если быть точным, то, согласно Священному Писанию, головы должны быть покрыты только у замужних женщин, поэтому в протестантских христианских общинах, которые пытаются следовать евангельской букве, можно сразу определить, какая женщина замужем, а какая нет. В традиции же русского православия все женщины, независимо от возраста и семейного положения, должны быть в храме в головном уборе. Более приемлемым считается платочек. Но это вовсе не означает, что женщине без платка на голове вход в православный храм воспрещён. И поэтому лучше зайти в храм без платочка, нежели надевать на голову целлофановый мешок, как это зачастую практикуется. Войдя в храм, также положено трижды совершить крестное знамение. Когда человек покидает церковь, он трижды крестится перед выходом из храма и выйдя из него. Некоторые ещё крестятся перед храмовыми воротами, но это совсем не обязательно.

Сколько свечей ставить?

Вопрос, сколько свечей нужно приобрести, чтобы помянуть близких, пожалуй, самый распространённый. Ответ обычно такой: церковная свеча не только суть нашей молитвы, но и жертва на храм, поэтому в зависимости от желания можно поставить свечи за каждого близкого по отдельности, а можно и одну за всех, вот только за здравие и за упокой ставятся разные свечи. Какую свечу вперёд ставить — за здравие или за упокой — значения не имеет. За упокой принято ставить на поминальный канун, а за здравие — к любой иконе. В некоторых храмах в радостные пасхальные дни убирают поминальный канун, но это вовсе не означает, что в эти дни нельзя молиться об усопших близких, наоборот: с ними даже нужно поделиться пасхальной радостью, но свечи при этом, если в храме нет кануна, ставят к любой иконе. Свечи возжигаются от других горящих свечей, не следует пользоваться спичками или зажигалкой. Нельзя зажигать свечи от горящей лампады: расплавленный воск или парафин быстро забивает лампадный поплавок, и лампада при этом гасится. Если поблизости нет горящих свечей, нужно обратиться к служащим храма.

Как прикладываться ко святыням

В традиционном христианстве принято не только ставить свечу и молиться перед иконой, но и прикладываться к ней (целовать святыню). Правила здесь такие: нужно дважды перекреститься, приложиться к иконе, затем ещё один раз перекреститься. В последние годы слово «прикладываться» стало пониматься слишком прямолинейно: повсеместно сложилось правило не только целовать святыню, но и прикладываться к ней лбом, причём иногда очень даже рьяно. Откуда пошёл этот обычай, неизвестно. В приложении к «Часослову», изданному Московской Патриархией в 1991 году, в разделе «Как вести себя православному христианину в храме Божием», в частности, написано: «При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует… полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни». Как видно, здесь речь идёт только о поклонах и целовании, о прикладывании же лбом ничего не говорится. Тем не менее обычай этот довольно распространен.

Литургия — дело общее

Прийти в храм, чтобы поставить молитвенную свечу и помянуть своих близких, — дело благостное и похвальное. Но всё это несравнимо с соборной молитвой за праздничным богослужением — Литургией. Литургия с греческого означает общественное дело — все верующие, собравшиеся в храме, совершают общее делание: каются в своих прегрешениях, просят Божьей помощи в решении той или иной проблемы, поминают своих близких, как здравствующих, так и живущих, а главное — исповедуют свою веру в Христа, Которого и прославляют вместе с Его святыми. А поскольку любое общественное делание должно совершаться слаженно, то отцами Церкви разработан Устав, который, в том числе, регламентирует и правила поведения за Литургией. Большинство из впервые пришедших в храм на богослужение с Уставом не знакомы, поэтому им обычно советуют брать пример с молящихся. И вот тут-то они теряются, так как зачастую не видят в поведении верующих никакой стройности и закономерности.

Согласно Уставу, в Православной Церкви существует несколько видов поклонов: просто поклон без крестного знамения, крестное знамение с поясным или земным поклонами. Земной же поклон в строго оговорённых Уставом случаях совершается так: человек становится на колени, касается лбом пола и тут же встаёт. Именно встаёт, и именно тут же, а не лежит, распластавшись ниц, как это практикуют не в меру благочестивые миряне. Особенно странно это выглядит во время выноса Чаши перед Причастием. Вместо того чтобы, совершив земной поклон, встать и радостно взирать на Чашу с Телом и Кровью Христовыми, повторяя за священником слова молитвы, иногда весь храм падает ниц и не смеет поднять голову. Один довольно известный в православной среде миссионер и публицист как-то заметил, что в такие моменты православная церковь напоминает храм совершенно другой религии, и задал вопрос, что же это за христиане такие, которые вместо радости встречи со Христом демонстрируют ужас? Это было простительно в евангельские времена, когда даже апостолы до конца не могли вместить в себя мысль о Боге, сошедшем на Землю, современным же христианам, просвещённым Евангельской вестью, так вести себя не подобает.

Некоторые авторы православных изданий, обсуждая подобные внешние отступления от установленных отцами Церкви правил, упрекают современных христиан в самоуничижении, которое, как известно, «паче гордыни». Автору же этих строк хочется за таких не в меру ревностных христиан заступиться. Скорее всего, такое происходит не от скрытой гордыни, а от незнания, которое, будем надеяться, исчезнет после прочтения этой статьи.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: