Сразу два юбилея отметил в этом году художник Владимир Колесников
Завершается юбилейный год художника Владимира Колесникова семидесятилетие со дня рождения и пятидесятилетие творческой деятельности. Шумных юбилейных торжеств
Но чудесным образом колесниковский юбилей совпал с семидесятилетием нашей Новосибирской области. Не могу сказать, в честь какого юбилея, но в Художественном музее открылась выставка Владимира Колесникова «Сибирь старинная». Невеликая экспозиция отражала малую часть многообразного и разнообразного творчества художника. Хотя и на этом спасибо!
Впервые мы встретились с Колесниковым более сорока лет назад. Он делал рисунки к моей первой книжке, с тех пор и дружим, хотя, честно скажу, дружить с ним дело нелегкое. Но все то, что он делал и делает, мне всегда было интересно. А потому позволил себе вспомнить строки Леонида Мартынова из «Повести о Тобольском воеводстве»:
Но только на единый миг,Чтоб разуму понятно стало,
Как зрело все и возрастало,
Как этот самый мир возник.
Вспомнил для того, дабы, оглянувшись на мир в прошедшие годы, понять, как возник творческий мир художника.
Книга Леонида Мартынова имеет к Колесникову прямое отношение он нарисовал (не люблю слово «иллюстрация», художник соавтор писателя) более двух сотен книг.
В первую очередь речь идёт всё о той же «Повести о Тобольском воеводстве» Леонида Мартынова. Эта работа стала не только поводом для первой персональной выставки художника «Сибирь старинная», но и значительным этапом в его творчестве. Оформление «повести» событие. И событие отнюдь не случайное.
Осмелюсь напомнить молодым читателям, что прекрасный поэт Леонид Мартынов был сибиряком. Читателю старшего возраста широко известны его книги, рассказывающие об историческом прошлом Сибири, поэмы «Домотканая Венера», «Сказ об атамане Василии Тюменцеве», «Пленный швед», «Тобольский летописец», «Крепость на Оми», и вот, наконец, «Повесть о Тобольском воеводстве».
Художник был более чем на три десятка лет моложе поэта. Но у художника, как и у поэта, была так же сильна любовь к родному краю и то же желание познать социальную суть исторических явлений. Чтобы понять, как зрел и родился замысел создать мир, именуемый в творчестве Колесникова «Сибирь старинная», необходимо, наверное, вспомнить резные терема, которые он часто и подолгу с мальчишеской беззастенчивостью разглядывал в Томске. Позднее, будучи студентом архитектурного факультета, Колесников уже более серьезно увлекся деревянной архитектурой Сибири, ездил в Тобольск, Илимск, изучал в Иркутске, Омске, Красноярске, Тюмени эти удивительные строения. И бесконечно рисовал. Рисовал терема, церкви, башни, кремль, даже целые города.
С годами увлечение превратилось в страсть. В библиотеках и архивах он разыскивает старинные книги и альбомы. «Кунгурская летопись» Ремизова и «Сибирь ХVII века» в рисунках Меерберга и по сей день необходимое подспорье в его работе.
В «Повести» Владимир Колесников не копирует автоматически картинки, созданные поэтом, а использует момент встречи с литературным произведением для выражения собственных мыслей. И не иллюстрирует текст, а идет с ним рядом, то дополняя его, то сопровождая, как бы аккомпанируя ему. Художник вводит читателя в свой мир впечатлений и переживаний. С первых же страниц рисунки художника дают возможность читателю почувствовать и ощутить дух времени.
После выхода «Повести» у Колесникова появляются работы «Сибирский Град», «Вынос икон перед русским воинством», «Острожная жизнь», «Серебряная Мангазея», серия офортов «Ястребиная охота». Для нее художник использовал не только пересказанную Леонидом Мартыновым легенду о хане Сейдаке, но добрался до первоосновы разыскал в Тобольском архиве записи Семена Ремизова рассказов его деда.
Через десять лет после «Повести» а эти десять лет, естественно, не были «годами застоя», Колесников, как всегда, активен оформлены десятки книг, акварели, офорты, живописные работы, так вот, через десять лет после «Повести»
«Сибирь старинная» занимает весомую часть в творчестве Владимира Колесникова. Хочу напомнить слова академика Алексея Павловича Окладникова: «Новосибирск имеет право гордиться Владимиром Колесниковым. Он действительно талантливый и яркий художник, художник высокого мастерства, и я счастлив, что мы работаем в одном городе».
Замечательная способность фиксировать сиюминутность, мгновение дала возможность Владимиру Колесникову ярко реализовать себя еще в одной теме. Я имею в виду цирковые рисунки.
Его роман с цирком начался в студенческие годы, когда репетиции и представления в цирке он посещал чаще, чем лекции.
«До десятого класса, когда я в Томске жил, о цирке понятия не имел. Когда приехал в Новосибирск в пятьдесят четвертом году учиться на архитектурном факультете Сибстрина, я открыл для себя цирк, известное тебе шапито, так рассказывал мне Володя, я туда раз пришел, два пришел, брал билет, садился
Шапито стало для меня открытием удивительного мира. Кого я только не рисовал сестер Авдеевых, они тогда еще с матерью «перши« работали.
Маргариту Назарову и ее Пурша
Цирк яркое зрелище, завораживающее.
Во что вылилось это открытие памятно до сих пор.
Привычно рассыпая барабанную дробь, прекрасные барабанщицы, минуя манеж, вышли в фойе и застыли полукругом
Где-то
Ни в одном цирке страны такой выставки еще не было. Об этом говорил и директор цирка Иван Лысенко, и художник Владимир Гранкин, и тогдашний художественный руководитель
Я знал, что Новосибирск цирковой город и работать здесь всегда радостно и приятно. Нам вдвойне приятно сегодня участвовать в открытии выставки, ведь она рождалась на наших глазах. Почти на каждом представлении мы видели художника с фломастером в руках. Каждый рисунок рождался в манеже не потому ли так ярко, со знанием дела изображен особый, не всегда доступный взгляду зрителя мир цирковых артистов, их работа.
Рискуя вызвать иронические улыбки, все же скажу цирковая тема Владимира Колесникова это человек цирка, его духовная жизнь. Портреты артистов глубокое изображение человеческой личности. Выразительность, эмоциональность портретов обусловлены теплотой, с которой художник подходит к своим персонажам.
За первой выставкой последовала вторая, затем третья
Все они чудесным образом совпадали с появлением в городе
Мне довелось присутствовать на открытии и первой, и второй выставки Владимира Колесникова, поделился со мной своими соображениями жонглёр Николай Кисс. Общее впечатление? Колесников хорошо знает цирк. Его рисунки плод большой работы. Они говорят многое, но говорят не все. Пусть зритель дорисует в воображении то, что сознательно не дорисовал художник. На рисунках артисты запечатлены в самый напряженный момент своей жизни в момент выступления на манеже. Динамика рисунка передает внутреннее состояние артиста, суть его творчества
Пришло время закрыть и эту тему. Когда снимают выставку цирковых рисунков, заходишь в фойе, а мраморные пилоны пусты это чувство ушедшего праздника. Цирк праздник! Экая банальность! Я смотрю на рисунки и по плывущим изменчивым пятнам цвета угадываю вихрь движений и вспоминаю то ни с чем не сравнимое чувство цирка, которое дано только детям.
Цирк постоянно удивляет нас.
Рисункам Владимира Колесникова тоже присуще это прекрасное качество.
Три последних десятилетия прошлого века и первые годы нынешнего, сколько бы я ни бывал в цирке, неизменно в центральном проходе видел знакомую фигуру своего приятеля. Но не только в цирке. В беговые дни его можно частенько встретить на новосибирском ипподроме с неизменной сумкой через плечо, в которой планшет с чистыми листами, набор цветных мелков и фломастеров. Все та же замечательная способность фиксировать сиюминутность, мгновение дает ему возможность не только внимательно следить за перипетиями на беговой дорожке, но и создавать в то же время изумительные, полные экспрессии рисунки. При этом он отлично знает предмет своего вдохновения его можно встретить и на конюшне, знаком он со многими старыми и молодыми наездниками и другими обитателями ипподрома. О лошадях и говорить не приходится. Тут он дока. Родительское увлечение лошадьми и удивительный изобразительский дар передался дочерям Олене и Анюте. Стали они интересными художниками, мастерами миниатюрной скульптуры. И, как догадываетесь, изображение лошадей занимает в их творчестве далеко не последнее место.
Надеюсь, вы понимаете, что все, что я написал, не юбилейный панегирик. «Но только на единый миг» я позволил себе оглянуться назад, в прошлое, дабы вместе с вами понять, как возник этот мир «Сибири старинной» и цирковых рисунков Владимира Колесникова, далеко не исчерпывающих широту и многообразие его творчества.