Новосибирск 11 °C

Рабы XXI века

11.12.2007 00:00:00

За три последних года в России выявлено в шесть раз больше фактов торговли людьми. Как противостоять этому? Как бороться с незаконной миграцией?

По данным компетентных органов, ежегодно с различными целями к нам в Россию приезжает более 20 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. От того, как будут развиваться миграционные процессы, какой они примут вектор движения, зависит политическая стабильность и территориальная целостность нашей страны, ее социальное и экономическое развитие, повышение качества жизни населения, реализация национальных и геополитических проектов, участие России в мировом разделении труда.

В условиях роста экономики нашей страны легальные трудовые мигранты, прежде всего из государств СНГ, вносят существенный вклад в развитие строительной индустрии, сельского хозяйства, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и иных отраслей.

К сожалению, в 80 — 90-е годы прошлого века увеличивались масштабы и темпы незаконной миграции, которая способствует росту преступности и расширению подпольного рынка труда, серьезно ухудшает международный авторитет нашей страны. Установлена взаимосвязь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности, коррупции. Негативные последствия данного социально-правового явления для всех сфер жизнедеятельности общества представляют реальную угрозу.

До недавнего времени в нашей стране не существовало сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Например, специалисты констатировали, что на одного легально работающего иностранца приходилось 10 незаконно работающих иммигрантов.

Благодаря энергичным усилиям фракции партии «Единая Россия» в Государственной думе, правительства Российской Федерации, Федеральной миграционной службы России приняты законодательные и организационные меры по предотвращению неблагоприятных тенденций в сфере миграции.

Вступили в силу дополнения и изменения в российское законодательство, которые позволили комплексно, правовыми мерами, пресечь рост незаконной миграции в нашей стране и своевременно снизить уровень социальной напряженности. Так, усовершенствована система миграционного учета, упрощена процедура регистрации иностранных граждан. Одновременно значительно усилены меры ответственности за незаконное привлечение иностранной рабочей силы.

С 2008 года в России будет действовать государственная система миграционного учета, в которую входит Центральный банк данных иностранных граждан. По данным ФМС России, в настоящее время банк данных включает в себя информацию о 51 млн иностранных граждан. Безусловно, в стране наводится порядок в сфере миграции, преодолены самые острые, самые опасные для суверенитета, территориальной целостности и общественной безопасности вызовы и проблемы.

По моему мнению, самым важным является тот факт, что скрытые трудовые ресурсы, значительный финансовый потенциал незаконной миграции активно выводится из «теневой сферы», трансформируясь в легитимные цивилизованные формы предпринимательской деятельности, которая приносит несомненную пользу экономике страны.

Убежден, что первые позитивные результаты не должны нас успокаивать. Мы по-прежнему обеспокоены положением дел в сфере противодействия незаконной миграции. В условиях глобализации XXI века незаконная миграция остается одним из главных вызовов в сфере управления. Это вызов для нашей страны, для межгосударственных отношений, реальная угроза стабильности России и ее регионов.

Проблемы в сфере миграции существуют, они видоизменяются, и их надо решать в рамках глубоко продуманной и осмысленной комплексной государственной миграционной политики. Например, в сфере незаконной миграции стали резче проявляться организованные преступные группы, отдельные юридические лица и взяточники, мошенники и иные преступные элементы, которые злостно уклоняются от исполнения российского законодательства.

Сохраняются и фундаментальные проблемы, связанные с незаконной миграцией.

Мировое сообщество вынуждено признать наличие в большинстве стран мира, в том числе и в России, рабства, которое вернулось из небытия в ХХI век… По данным экспертов ООН и Международной организации по миграции, число жертв торговли людьми по всему миру исчисляется сотнями тысяч и даже миллионами. По данным Следственного комитета при МВД России, за три последних года количество выявленных фактов торговли людьми увеличилось более чем в 6 раз.

Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала. Многие незаконные мигранты занимаются противоправной деятельностью, в том числе и в составе организованных групп, сформированных по этническому принципу. Они контролируют распространение наркотиков, осуществляют криминальную деятельность в ряде регионов страны. Нередко они находят общие интересы с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками.

Отмечается рост имущественных преступлений, совершаемых незаконными мигрантами, расширяется спектр их преступной деятельности. Например, преступные формирования незаконных мигрантов создают практически неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность. По приблизительным оценкам, прямые убытки, наносимые нелегальными мигрантами в виде неуплаченных налогов, составляют 200 млрд рублей в год.

По оценкам Российской академии наук, трансферты граждан СНГ из России на родину достигают 3,67 млрд долларов в год, а по данным МВД России, приезжие из ближнего зарубежья ежегодно вывозят из страны 13–15 млрд долларов.

Наблюдается отток денежных средств из России в экономику стран, поставляющих мигрантов, поскольку трудовые договоры с рабочими-мигрантами, как правило, не заключаются, заработная плата официально не начисляется, расчеты с ними производятся наличной денежной массой без отражения данных операций в бухгалтерской отчетности, что в свою очередь приводит к занижению налогооблагаемой базы по единому социальному налогу.

Незаконные мигранты способствуют массовому распространению на территории Российской Федерации фальсифицированных, некачественных и контрабандных товаров.

Убежден в том, что в целях противодействия незаконной миграции необходимо наступательно и последовательно систематизировать законодательство.

В этих целях предлагаю обсудить следующие инициативы.

Во-первых, обдумать предложение о разработке и принятии Миграционного кодекса Российской Федерации или Основ законодательства Российской Федерации о безопасности личности, общества, государства в сфере миграции.

По мнению руководства Следственного комитета при МВД России, на сегодняшний день основной проблемой в работе следователей является, в первую очередь, отсутствие базового закона, направленного на противодействие торговле людьми.

Во-вторых, ужесточить уголовную ответственность за преступления, связанные с использованием рабского труда, и перевести их в категорию тяжких.

В-третьих, по мнению специалистов, положительное влияние на сложившуюся ситуацию могло бы оказать создание в рамках базового закона специального центра по координации деятельности правоохранительных и иных органов государственной власти в сфере борьбы с торговлей людьми, а также центров по защите жертв данных преступлений, принятие специальных программ по противодействию торговле людьми, социальной помощи гражданам, относящимся к социальным группам повышенного риска.

В-четвертых, с целью выработать комплексный подход к оценке реальных масштабов миграции, в том числе ее незаконной составляющей, законодательно определить критерии угроз национальной безопасности в данной сфере, при необходимости, механизм сбора сведений и соответствующей информации.

В-пятых, для защиты рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы и успешной конкуренции на мировом рынке труда необходимо повысить качество рабочих мест, обеспечить достойный уровень оплаты труда, а также защиту трудовых прав работников и создать социальную инфраструктуру. Эта совместная задача государства и работодателей.

В-шестых, в целях сокращения числа незаконных мигрантов и сокращения нелегальных рабочих мест необходимо повышать уровень коллективной ответственности работодателей и работников, в том числе из числа иностранных граждан.

Законодательное принятие указанных мер позволит правовыми мерами решить широкий комплекс различных проблем в данной сфере.

Депутат Государственной думы Валентин Бобырев
(фракция «Единая Россия»)

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: