Новосибирск 1.7 °C

Выше Павла I романтический Жуан

08.12.2007 00:00:00

Одним из самых интригующих коллективов, участвующих в VII Международном Рождественском фестивале искусств, стал Театр балета Бориса Эйфмана. Он имеет славу «бродячего театра», поскольку застать их в одном городе практически невозможно. Путешествуя по миру, они не только дарят зрителям свои шедевральные постановки, но и периодически пополняют труппу. Три года назад, когда этот театр впервые приехал в Новосибирск, наш земляк Олег Габышев решил, что это судьба. И с тех пор раскатывает по миру вместе с именитым балетом.

Его возвращение домой связано со знаменательным событием. Он — исполнитель роли Дон Жуана в постановке «Дон Жуан и Мольер», которая представлена на фестивале. Что же происходило с ним в эти три года? Олег охотно рассказал об этом корреспонденту «ВН».

Говорила мама…

Олег Габышев в роли Дона Жуана

— Я родом из Волгограда, но мои родители — военные, и их направили в Сибирский военный округ. Здесь я окончил в 2003 году Новосибирское хореографическое училище. Вообще, балет — изначально не мое желание. Я, как и все нормальные мальчишки, хотел заниматься и кикбоксингом, и плаванием. А мама пыталась приобщить меня к искусству, водила в Театр оперы и балета. Записала меня туда в детский хор. Я принимал участие в небольших операх типа «Хованщина», «Борис Годунов». Но пение всегда для меня было лишь игрой, потому что, думается мне, толком петь я не умел. А в балет попал презабавным путем.

Дочь знакомой моей мамы пошла поступать в училище, и меня взяли заодно, для компании, чтобы не было страшно. В результате я прошел на следующий тур, а ее не взяли. Очень противился этому, не хотел. Но мама и близкие доказывали мне, что такое событие — редкость, у нас всего двое парней прошло из всего города. Главный аргумент был такой: попробуй себя, если не понравится, сразу же уйдешь, добровольно. Мама говорила, мол, в обычной школе делать нечего, давай посмотрим, вдруг тебя тоже отчислят. А я начал стараться, не знаю почему, может, не хотел расстраивать родителей? В общем, меня не отчислили, год отучился. И так курс за курсом меня уговаривали.

Одновременно я не оставлял и своих собственных желаний, ходил на кикбоксинг вечером. Было очень тяжело, но потом это пригодилось, я укрепил тело. Потом было время, когда я участвовал в опере «Тоска», там одновременно танцевали и пели, здесь пришлось сделать выбор. Я понял, что мне нравится танцевать.

Первое время занимался только ради родителей. Поэтому и результатов не было: получал тройки за классику. Потом как-то посмотрел балетный фильм «Авансцена». Помню восхищение классикой, движениями людей. Эти фанаты балета так грациозно двигались. И еще помню: смотрели на звезд Мариинского театра балета в нашей Опере. Меня так это все впечатлило, и я по-настоящему захотел танцевать. Это было уже мое желание.

Оперный приоткрыл двери

После этого взяли в Театр оперы и балета. Обещали, что через три года буду ведущим солистом. Я продвигался потихоньку, сначала кордебалет, а потом начал разучивать партию в балете «Голубая птица».

Все это мне нравилось, но как-то не получалось у меня полностью раскрыться. И как раз приехал на фестиваль театр Бориса Эйфмана с «Русским Гамлетом». Я увидел всю эту необычную постановку, был потрясен, заворожен. Решил позвонить. Первое, что спросили, какой у меня рост, я сказал 187. Нам такие нужны, ответили мне, предложили приехать в Санкт-Петербург, провериться, обещали встретить.

Помню, что даже не готовился к просмотру, музыку не взял. Меня встретили, отвели в общежитие, в котором живет труппа театра. На следующий день я пошел к Эйфману. Что сразу понравилось — обстановка. Она совсем другая: маленький коллектив, очень дружные люди (особенно мужская часть), быстро со всеми познакомился. А в классе я почувствовал себя снова как в училище, когда на тебя обращают внимание. Я танцевал партию Голубой птицы без музыки. Ответ Эйфмана был таков, понравилось, устраиваешь. А вообще я хотел по пути заехать еще и в Москву, чтобы там показаться. Но Борис Яковлевич сказал, что не нужно никуда больше пробоваться, если здесь не понравится, могу уехать. От добра добра не ищут. А уже на следующий год я танцевал сольную партию Двойника в «Чайковском», это были мои первые гастроли в Мексике.

Первые впечатления

…И после представления

Первые репетиции очень запомнились. Я попал на постановку балета «Анна Каренина». Только начинали работу над первым актом. И я был поражен методом работы Бориса Яковлевича как балетмейстера с артистами. Он вел с ними диалог. Начинает делать какое-нибудь движение, и артисты все, особенно кордебалет, повторяют за ним, развивают движение, а он выбирает, что понравится, и говорит: вот тут сделайте вот так. И так, по секунде, ставит каждое движение. Это очень трудоемкая работа. И он отбирает самое лучшее, поэтому, несомненно, нужно обладать огромным талантом, чтобы видеть те движения, которые будут впечатлять зрителей.

День разбит на утренние и вечерние репетиции. В перерыве — обед, отдых. Кто-то еще успевает учиться в Вагановской академии. Но я не представляю себе, как можно при таком графике учиться и работать. Особенно когда постановочные дни, чувствуешь себя, как выжатый лимон, так изнуряют. И думаешь о том, как бы выспаться.

И самая любимая роль — тоже, конечно, первая, Двойник Чайковского. Мне сам по себе нравится этот балет, очень мелодичный, красивый. Он достаточно классический, в отличие от других спектаклей. Вообще идея очень интересная. Есть Чайковский, и будто внутри него есть двойник, плохая сторона, он злой. Но именно он предлагает ему сюжеты, с его помощью он творит. А когда в конце Чайковский его поборол, то умер сам, душу свою убил.

Но по характеру я не подхожу на демонические роли. Вот и не Дон Жуан я вовсе. Но артисты имеют такую возможность — даже если считаешь, что не подходишь на какую-то роль, то когда наступает момент перевоплощения — грим, костюм, декорации, музыка, — что-то меняется, и ты в какой-то момент убеждаешь себя, что можешь соблазнять женщин, искушать кого-то, обладаешь властью. Это ощущение наступает во время спектакля. А на репетициях мне очень тяжело, потому что я не чувствую этого образа.

Я, конечно, читал Дон Жуана Пушкина, Мольера, еще кучу книг. Есть вообще такая книжка «101 Дон Жуан». Поначалу мне казалось, что он должен быть демоническим, злым, потому что и музыка мрачная. Но почему-то последнее мнение навеял фильм «Дон Жуан де Марко» с Джонни Деппом. И мне так понравилось, что по идее он не такой уж злой, демонический. Он правда пытался любить женщин, дать им наслаждение, не хотел причинить боли, заставлять совершать самоубийство. Все это он не специально делал, просто сущность, натура у него такая. Поэтому я стараюсь делать его романтичным.

Всё ещё впереди

У Эйфмана не танцевал классические роли, поэтому хотелось бы побыть Зигфридом из «Лебединого озера», Альбертом из «Жизели», ведь я с училища мечтал танцевать в таком балете. А из современных постановок — то, что увидел первый раз здесь, когда театр приехал в Новосибирск, — Павла I. Но мне до сих пор не дают его учить, может быть, по фактуре не подхожу, ведь Павел — маленького роста, а я больше на фаворита похожу. Но я бы очень хотел его станцевать. И еще есть мечта — сыграть в балете «Евгений Онегин», соответственно, самого Онегина: очень интересно, как бы смотрелось это произведение в балетном виде.

С театром Эйфмана я объехал практически весь мир. Были с большими двухмесячными гастролями в Германии. Ездили по Европе: Австрия, Польша, Швейцария, Франция. Были в Америке, Канаде, Мексике, Сингапуре, Корее, Китае, в странах Прибалтики, в Грузии. Это еще один несомненный плюс такой работы — можно посмотреть весь мир. Вот только посмотреть успеваем очень мало. Иногда сами организаторы устраивают экскурсии, и мы им очень благодарны, а когда есть свободное время, сами ездим по достопримечательным местам. А когда подолгу сидим на одном месте (случается, когда ставим балет, тогда находимся в Петербурге около полугода), даже скучать начинаю. Лучше такая жизнь: автобус, поезд, самолет, гостиница, выступления. Пока мне такая полубродячая жизнь нравится. Перемена места очень важна, тогда начинаешь лучше что-то чувствовать.

Еду я на родину…

Я работаю у Эйфмана уже три года. Но я сейчас совершенно не жалею, что не поехал в Москву. Хотя и там, в городе — культурном центре, мне некогда ходить по музеям, театрам (только когда родственники приезжают, стараюсь провести культурную программу). У нас работа и общежитие находятся совсем рядом. Вот и вертимся на одном пятачке. И это первый раз, когда я приехал домой. Мои родители живут в Новосибирске, и видимся очень редко, поэтому для меня очень значим это приезд сюда, пусть и ненадолго. А главное, что они не разочаровались во мне, им нравится, как я танцую.

Первым делом я, как появилась свободная минутка, пошел в свое училище, встретился с художественным руководителем. Он устроил мне мини-экскурсию. Такая ностальгия проснулась, так трогательно оказаться вновь в родных стенах. А в оперный не попал, времени совсем нет, да и попасть, думаю, было бы туда сложно. Даже по городу не погулял. Когда ехали в машине, посмотрел, что все колоссально изменилось, построили много новых зданий.

Хороший балет — это…

Хороший балет — комбинация всего. Если гармонично сочетается музыка с движениями, хороший свет, декорации, костюмы, то зритель будет в восторге. Кроме того, сюжет должен быть продуман до мелочей. Я понял, что просто физические номера довольно скучно смотреть, а у нас балет построен на философском смысле: любовные переживания, психологические проблемы. Зритель после такого балета может научиться чему-то, взять то, что близко ему.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: