Сергей ФРАНК: «Коэффициент интеллекта в Новосибирске всегда был выше»

Абсолютно очевидно: Новосибирск — это, безусловно, город с колоссальным потенциалом быть транзитным транспортным центром.

Сегодня Сергей Франк занимает пост генерального директора «Совкомфлота». А ранее наш земляк не один год был министром транспорта в российском правительстве. У кого же, как не у него, поинтересоваться нашими перспективами, которые, как полагают эксперты, определяются в том числе и нашим потенциалом мультимодального транспортного узла:

Сергей Франк

— Новосибирск — уникальный город. За свою историю ему приходилось ставить много мировых рекордов, потому что, например, создание уникальной, бесподобной транспортной системы — это, безусловно, мировой рекорд. И, как транспортник, я могу сказать, что этот рекорд никем побит не будет. Собственно, в результате строительства Транссиба и появились город, а затем область.

Вспомним и потрясающую по своему масштабу перестройку экономики, когда началась война, и нам нужно было организовать тыл. Провести такую масштабную мобилизацию, организовать производство заново, с нуля, в сжатые сроки — это же подвиг!

Создание в Новосибирске уникального технополиса — Академгородка — стало настоящим событием в истории 50–60-х годов. Это достижение трудно будет кому-либо воспроизвести, и эта вершина так и останется непокорённым Эверестом. Сама концепция наукограда была в чём-то абсолютно пионерной. Весь мир её воспринял и весь мир стал её в каком-то смысле копировать.

Само развитие Новосибирска как мегаполиса — это тоже своего рода рекорд, ведь Новосибирск, начиная, в общем-то, с нуля быстрее всех набрал миллион жителей. Для того, чтобы все эти рекорды состоялись, конечно, нужны были материальные ресурсы. Но главное — это люди. Люди, которые всё это сделали! Их путь был усеян не только розами, но и шипами, были и разочарования, можно сказать, даже стрессы в квадрате. Но было сделано то, что задумано. Делали это и выдающиеся руководители, и скромные труженики. Новосибирцы всегда отличались особым сибирским характером — спокойствием, солидностью, достоинством, немногословностью в речах и серьёзностью в делах. Так что мы должны сегодня сказать спасибо нашим дедам и отцам.

— На юбилей, как правило, не только подводят итоги, но и думают о будущем…

— Я думаю, необходимо, чтобы были юбилеи. Это ведь на самом деле способ, чтобы люди не забывали сказать спасибо тем, кто всё это сделал. У человека есть память, и главное — чтобы она была крепкой. Но юбилей — это действительно и хороший повод подумать о будущем. Все новосибирцы, наверное, согласятся, что в конце 80-х — в середине 90-х разные были у нас настроения, и, скорее, даже грустные. Рядом — Тюмень с нефтью, Кемерово — с углём, у кого-то ещё что-то есть, а у нас что? Одна только оборонка и Академгородок. И как же с этим выжить в смутные времена?!

Тяжело было, но уже тогда мы задумывались о будущем. И сегодня события разворачиваются так, что в стране есть стабильность, появился ресурс для развития. Как раз то, что было силой Новосибирской области, сейчас и востребовано. Очевидно, что наше будущее прекрасно, новое поколение должно строить его, учитывая опыт своих предшественников. Очень важно, чтобы молодые новосибирцы, которые приходят сегодня учиться и работать, чувствовали это.

— В последнее время много говорят и пишут о том, что в эпоху усиливающейся глобализации Сибирь займёт стратегически важное место в организации международных перевозок. Новосибирск, Красноярск, да и другие города претендуют на ведущую роль. У кого шансы лучше — какова ваша точка зрения на этот счёт?

— Думаю, что работы хватит всем. Вести разговор в контексте, что лучше — Красноярск или Новосибирск… Президент использовал такое понятие, как любезная русская забава. Много у нас есть забав, а вот эту — рассуждение о том, какой город «центровее» стоит, — можно продолжать бесконечно долго…

Я повторю: работы хватит всем. Но абсолютно очевидно: Новосибирск — это, безусловно, город с колоссальным потенциалом быть транзитным транспортным центром. В этом смысле, при всём уважении к городам, которые находятся в относительной географической близости от Новосибирска, у каждого из них всё-таки нет такого набора преимуществ, как у Новосибирска. Какие бы ни были, скажем так, оперативные сюжеты. Стратегически всё ясно, и в ближайшее время это будет всем очевидно.

— Стратегия — это на сколько лет вперед?!

— Для создания транспортной системы стратегия — это взгляд на 20–25 лет вперёд. Причем я бы не хотел, чтобы это понимали в том смысле, что «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»…

Если вы хотите создавать систему такого солидного геостратегического значения, имея в виду глобальный, серьезный разворот Европа — Азия и Америка — Азия, то, конечно, здесь нужны решения, которые ориентированы всё-таки на десятилетия. В такие системы надо закладывать определенные резервы. Например, сейчас меня несколько удивляет комментарий достаточно высоких руководителей, которые считают, что если в сегодняшней перспективе есть какой-то положительный гандикап, то это уже хорошо…

Но ведь нужно масштабировать, увеличивать возможности к росту. Многие города и предприятия такими возможностями не обладают: ресурсно, по человеческому потенциалу, по географии. У них есть различные ограничения, но Новосибирск — это город с меньшими ограничениями, чем все другие города в этой зоне, которые хотели бы претендовать на роль центра. Нужно уметь объяснить это людям. И тут Новосибирск должен действовать на порядок солиднее.

— Россия сегодня — игрок в мировой системе или с нами просто считаются по необходимости?

— Россия обладает колоссальным территориальным ресурсом. Наш ресурс — крупнейшее воздушное пространство. Колоссальный ресурс есть, и не воспринимать этого не могут.

Безусловно, мы ведём игру, и мы уже фактор в этой игре. Но это не значит, что игра состоит из одних удовольствий, что мы сели за стол и будем сейчас со всеми разговаривать… У нас колоссальная ответственность, потому что они будут играть достаточно жёстко. И в этой связи хочу сказать о том, чем всегда выделялся Новосибирск. У него IQ всегда был выше, всегда была интеллектуальная составляющая. И я бы сегодня не страдал по поводу нефти и угля.

Да вы и сами понимаете, что это как раз, может быть, и есть проблема для тех регионов, где угля и нефти много. Они не развивались, а Новосибирск в эти тяжёлые годы как бы подзакалился, возмужал. Теперь будет легче, а ресурсы — это дело такое… наживное.

Поделиться:
Копировать