Христианские сюжеты известных картин

Несмолкающие дискуссии, быть или не быть школьному предмету «Основы православной культуры», в конечном счёте упираются в вопрос — это культурологический предмет или всё-такирелигиозный?

Все заявления, что курс «Основы православной культуры» узкоконфессиональный, — от незнания

Несмолкающие дискуссии, быть или не быть школьному предмету «Основы православной культуры», в конечном счёте упираются в вопрос — это культурологический предмет или всё-таки религиозный? А если культурологический, то почему в программах по этому предмету так часто упоминается Библия? — возмущаются оппоненты, крайне раздражённые посягательством Церкви на светское, а точнее, атеистичекое образование. Правда, каким образом рассказать школьникам о той или иной картине на библейский сюжет, не упомянув при этом Библии, никто ещё не придумал.

«Возвращение блудного сына»

Х. Рембрандт. «Блудный сын в стране далече» (первоначальное название картины, ныне более известной как «Автопортрет с Саскией на коленях»)

Вторая типичная претензия: почему речь идёт только о православной культуре, ориентируемой в основном на Россию, а как быть с культурой западной, представители которой в основном католики? Взять те же знаменитые во всём мире шедевры Рембрандта и Рафаэля? Но эти возражения уже от незнания. На уроках «Основы православной культуры» преподаватели не просто рассказывают о тех или иных известных картинах, но и объясняют, в чём разнится подход к живописи на библейские темы у православных и у католиков. При этом, естественно, разбираются и мировые шедевры, написанные христианами-католиками. Так что никакой «религиозной дискриминации» на уроках ОПК нет. К примеру, школьники знакомятся со знаменитой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына», сюжет которой построен на следующей евангельской притче:

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». (Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11–19).

Х. Рембрандт. «Возвращение блудного сына»

Далее рассказывается, как отец, издалека увидев сына, побежал ему навстречу и стал целовать своё заблудшее и раскаявшееся дитя. Затем, приказав заколоть откормленного телёнка, устроил для всех пир. В этой притче, пожалуй, нагляднее всего рассказывается о милосердии Бога, Который с радостью принимает раскаявшегося грешника. Но есть в ней ещё один сюжет: старший брат, который неотлучно был при отце и трудился в его имении, услышав, что для брата-бродяги, который расточил с блудницами часть своего имения, устроили небывалый пир, страшно возмутился: «Как так? Я работал, как вол, был в послушании, но мне никогда не оказывали такой чести». На что отец ему ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Концовку этой притчи неплохо было бы применить к себе церковным старожилам, свысока взирающим на неофитов, и ревностным не по разуму церковным бабушкам, которые коршуном набрасываются на тех, кто, зайдя в храм, по незнанию сделал что-то не так.

«Видение отроку Варфоломею»

М. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»

У картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», возможно, нет такой мировой известности, как у рембрандтовского «Блудного сына», но в России её знают хорошо, как и другие картины русского художника. Нестеров родился в 1862 году. Помимо создания картин, активно трудился в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве, писал иконы для храма Спаса На Крови в Петербурге, расписывал Покровский храм Марфо-Мариинской обители в Москве. Застав революцию и не приняв её, тем не менее не был репрессирован советской властью и творил практически до самой своей смерти в октябре 1942 года. Картина «Видение отроку Варфоломею» — одна из известнейших его картин. Сюжет картины построен на случае из жития преподобного Сергия Радонежского, которого в миру звали Варфоломеем. Мальчику Варфоломею очень трудно давалась грамота, что доставляло огорчение и ему, и его родителям. И вот однажды Варфоломей, отправившись в поле привести домой отцовских лошадей, увидел молящегося Ангела в виде старца и обратился к нему с просьбой, чтобы Ангел умолил Бога даровать ему успехи в познании грамоты. В тот же день Варфоломей удивил своих домочадцев неожиданно появившимися способностями в чтении Псалтири, а в дальнейшем стал весьма преуспевать в учёбе. Этот эпизод из жития святого лёг в основу традиции молитвенно обращаться к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой помочь неуспевающим детям в учёбе, а его икона всегда находилась в российских учебных заведениях.


Подготовлено Новосибирским общеепархиальным духовно-просветительским центром.

Телефоны: 8–923–130–25–55, 8–913–911–10–88.

Руководитель центра игумен Феодосий (Чернейкин)

Поделиться:
Копировать