Новосибирск 2.5 °C

Наш факел искусства зажёгся в Одессе

03.11.2007 00:00:00

75 лет назад постановкой «Гоп-ля, мы живём» театр «Красный факел» начал свою жизнь в Новосибирске

Мы так привыкли к тому, что он наш, родной, новосибирский, неотъемлемая часть города на Оби. А между тем его родиной является далёкая солнечная Одесса. В годы Гражданской войны в этом южном городе появляется частная школа-студия (1918–1920), которой руководит прекрасный актёр Аркадьев и театральный критик, постоянный сотрудник одесских газет Лоренцо. Среди талантливых педагогов был Владимир Константинович Татищев, который сумел привести своих воспитанников от частной школы-студии к театру-студии «Красный факел».

Родина — далёкая Одесса

15 апреля 1920 года выпускники, будущие актёры показали одесским зрителям свой первый дипломный спектакль. На улицах города появились фанерные листы, на которых было выведено: «Театром «Красный факел» будет представлено «Зелёное кольцо». Зрители встретили постановку восторженно. По их просьбе пришлось подготовить второй спектакль, который имел ничуть не меньший успех. И тут актёры, уже готовившиеся разъехаться по всей стране, решили не расставаться, а создать свой новый профессиональный театр, отвечающий духу революционного времени.

Название придумывали всем коллективом. После долгих споров остановились на «Красном факеле». Это словосочетание хорошо передавало романтику Гражданской войны, напоминало о цели, поставленной артистами перед собой: факелом искусства освещать путь вперёд, поставить мастерство коллектива на службу революции. Теперь актёры с гордостью называли себя краснофакельцами. Они даже приняли клятву: «Мы отрекаемся от всяческого сценического эгоизма, всех личных интересов во имя утверждения идеи театра. Никто не может отказаться ни от какой сценической и всякой работы в театре». И это были не просто слова. Каждый актёр не только играл на сцене, но и мыл полы, разносил плакаты, расклеивал афиши, мог стоять на контроле, продавать билеты, заниматься техническим обслуживанием сцены.

Краснофакельцы играли в Одессе всего один сезон. С самого начала было решено, что театр будет передвижным. Молодым энтузиастам хотелось выступать всюду, где их спектакли ждали. В программе, заявленной Татищевым, говорилось, что их театр открыт всем театральным идеям своего времени. Художественный руководитель говорил: «Москва и Петербург благодаря множественности театральных коллективов могут позволить себе роскошь «узкой специализации». Публика, судя по настроению, пойдёт или к «акам», или к «левым«. Не то в провинции. Здесь мы с вами — и академики, и ниспровергатели, мы должны ответить на любой вкус, должны уметь играть любой репертуар, за исключением пошлого и явно нехудожественного».

Однако, как писали позже критики, постановки Татищева имели единое стилистическое решение. Ближе всего «Красный факел» был к Московскому Камерному театру.

Кочуя по стране

За 11 лет своей кочевой жизни — случай беспримерный в истории русского театра — «Красный факел» побывал в 150-ти городах Украины, Белоруссии, России, Крыма, Кавказа, выступал на Урале, в Башкирии, Татарстане. Этот творческий коллектив, даже не включенный в сеть государственных театров, показывал свои спектакли не только на сцене театра, но и в рабочих бараках, на строительных площадках, в цехах и красных уголках заводов и фабрик. Последний свой кочевой год жизни краснофакельцы провели на Кузнецкстрое.

Значение этого коллектива для своего времени было огромно. Многие провинциальные города и рабочие посёлки только с его приездом впервые увидели настоящий театр с хорошей игрой актёров и с хорошим оформлением. В конце 20-х годов про него писали: «Театр передовой, современный, общественный, несущий в массы советскую культуру… Важно, что «Красный факел« — это крепко сбитый коллектив, работающий идейно, тесно связанный с рабочими массами и у этих масс ищущий сценического вдохновения».

Театроведы определяют первый период в истории театра 1920–1926 годами, то есть со дня основания и до ухода из труппы основателей театра Владимира Татищева и первой актрисы «Красного факела» Надежды Огонь-Догановской. За это время были поставлены спектакли: «Зелёное кольцо» Гиппиус, «Саломея» Уайльда, «Игра интересов» Бенавенте, «Шут на троне» Лоттара, «Океан» Андреева, «Мона Ванна» Ватерлинка, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Игра в плаху» Олеши и другие. С уходом Татищева театр работал с разными приглашённым режиссёрами.

Наш адрес — Новосибирск

Постепенно в стране появляются новые театры, и необходимость разъездов для краснофакельцев отпала. Театр заработал добрую славу, поэтому на постоянное местожительство его приглашали Ленинград, Харьков, Свердловск. Однако выбран был Новосибирск.

В 1932 году «Красный факел» по приказу Управления театров РСФСР «прописывается» в нашем городе. Ему выделили одно из старых зданий Новосибирска, построенное по проекту архитектора Андрея Крячкова, — бывшее Коммерческое собрание по улице Ленина, 19. После революции здесь когда-то размещались городской Совет и штаб армии. С 1919 года это был Дворец рабочих. В 1922-м в здании работал Театр музыкальной драмы с постоянной труппой актёров (Западно-Сибирский государственный театр, или Сибгосопера). После приезда театра «Красный факел» оно стало ему родным домом на долгие годы. А театр теперь назывался Сибирским государственным театром «Красный факел».

К сожалению, в Новосибирск приехали не все краснофакельцы, а только 13 человек. Через год из «старых» осталось всего четверо: Гончарова, Коростылёв, Корн, Халатова. Поэтому пришлось в срочном порядке пополнять труппу доморощенными актёрами. И даже решено было приступить к созданию студии, которая дала бы театру новые актёрские кадры. Как писала пресса тех лет, «театр ставил перед собой задачу быть жизнерадостным, жизнеутверждающим творческим театром, глубоко вскрывающим социальные опосредствования образов и явлений». К работе привлекались лучшие писательские силы Западной Сибири.

Вместо самоубийства — победа пролетариата

1 ноября 1932 года «Красный факел« сыграл свой первый спектакль в Новосибирске. Это была постановка по пьесе немецкого драматурга Эрнста Толлера «Гоп-ля, мы живём». Впервые пьеса была поставлена режиссёром Фёдоровым в Московском театре Революции в 1929 году. Кстати, и у краснофакельцев это был не премьерный спектакль. Тот же режиссёр поставил его в «Красном факеле» ещё в 30-м году, и в течение двух лет его смогли увидеть жители Ленинграда, Свердловска, Сталинска. Правда, пьеса подверглась значительным изменениям. По задумке Эрнста Толлера, его герой, романтик-революционер Карл Томас, кончает жизнь самоубийством. В новом же варианте пьесы зрители видят победу пролетариата в революционной борьбе.

Новосибирские критики отмечали «несомненную политическую ценность спектакля, вскрывающего, кто истинный революционер и на каких путях пролетариат одержит победу в классовой борьбе». По их мнению, постановка учила, что «капитализм всё ещё сила, которая будет добита в упорной, организованной борьбе».

Зрителям яркий, интересный спектакль, сыгранный актёрами на высоком уровне, с большим мастерством, очень понравился. Удивляла необычная манера исполнения. В спектакль режиссёром были введены киноинтермедии. По принципу киномонтажа там присутствовали «сцены ассоциативного порядка». «Между сценами третьего акта — номера мюзик-холльного жанра». По замыслу Фёдорова эти «вставки» нужны были для того, чтобы усилить и углубить показ процесса загнивания капиталистического мира. Декорации тоже были необычны. На сцене возвышалась конструкция, представляющая широкую, уходящую вверх лестницу.

Среди недостатков в газетах после премьеры было замечено, что «драму Томаса», философию отчаяния в спектакле не удалось вытравить до конца. Она лишь оказалась «притушенной и сниженной».

Новым театром новосибирцы остались вполне довольны. 75 лет назад журналисты писали: «Это культурный, с крепкими актёрскими силами театр. При условии пристального внимания к его повседневной работе и поддержки со стороны общественности Новосибирска он, несомненно, вырастет в полноценный творческий театр большого художественного значения».

«Сибирский МХАТ»

И они не ошиблись. За 75 лет жизни в нашем городе «Красный факел» многого достиг. Он обрёл славу одного из лучших российских театров, поставил сотни спектаклей. Среди них «Гамлет», «Парень из нашего города», «Чайка», «Три сестры», «Зойкина квартира», «Ивонна, королева бургундская»…

В «Красном факеле» засияло множество новых актёрских имён. Еще до Великой Отечественной войны художественный руководитель театра пригласил в театр актёрскую пару — Веру Редлих и Сергея Бирюкова. С именем Редлих очень многое связано в «Красном факеле». После возвращения театра из Кузбасса, где он находился во время войны, Редлих становится его художественным руководителем и остаётся на этом посту до 1960 года. В это время главное внимание уделялось русской классике. Недаром после триумфальных гастролей в Москве летом 1953-го «Красный факел» стали называть «Сибирским МХАТом».

В театре в разное время работали талантливые актеры: А. Покидченко, Е. Лемешонок, А. Смирнова, В. Бирюков, Г. Алёхина и многие другие. Сегодня Новосибирский государственный академический драматический театр участвует в престижных международных фестивалях, в конкурсах на соискание национальной театральной премии «Золотая маска», с успехом гастролирует за рубежом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: