Новосибирск 6.3 °C

Не истина, не правда, только намёк

31.10.2007 00:00:00

Только что издано

Жанр детектива любим читателями. Пусть уже не до той степени полной замены литературы только лишь детективными историями, как несколько лет назад, но все же достаточно сильно, чтобы приносить хорошую прибыль издательствам и писателям.

Хочется верить, что читатели получают удовольствие, равное выложенным ими за детективы деньгам. Хотя бы те из них, кто читает редко. Испорченные потребностью в постоянном чтиве (Моэм писал, что, в крайнем случае, не окажись под рукой ничего иного, будет читать и железнодорожное расписание — и как я его понимаю!), естественно, как люди, привыкшие услаждать свой вкус литературными пиршествами, кривят губы от только одного упоминания детектива. «Одно и то же! Опять! Как надоело!» — вот обычные слова книголюба при упоминании произведений этого жанра.

Но детектив, несмотря на это, развивается, растет, стараясь осветить с преступной точки зрения все сферы человеческой жизни. И если раньше преступление было чем-то исключительным в жизни человека и общества (даже с точки зрения писателя детективного жанра), то теперь наоборот. Вообще, если судить по сегодняшней литературе, то жизнь уже и не жизнь, а бледное подобие полнокровного человеческого существования, если на совести и руках человека нет пятен крови и парочки трупов, укокошенных им самим, его друзьями, родственниками или, в крайнем случае, просто на его глазах.

Очередным поворотом детективного жанра к реальной жизни — как ни забавно это звучит — стали преступления, совершенные на мистической почве. Не зря же говорила Бичер-Стоу: «Нет более суеверных людей, чем люди неверующие». Так как эта категория населения сегодня составляет преобладающее большинство, то разработка темы мракобесия чрезвычайно актуальна и в литературе тоже. Положительным результатом можно назвать близкое к правде и весьма неромантичное описание сектантов всех видов и мастей. Негативной стороной — внедрение в голову читателей дилеммы: или суеверие, или материализм — иного здравомыслящему человеку не дано.

Елена Михалкова. «Знак истинного пути»

Как вообще большинство книг нашего времени, книжка о женщине, трудолюбиво и старательно выстроившей свою судьбу по камешку, по песчинке, по разным видам неправд и подлостей, вдобавок ко всему благодаря смерти другой. Давшей ей сына, и вообще все остальное в ее жизни тоже давшей. На самом деле, очень яркая демонстрация обычного на сегодняшний день отношения к жизни. Когда знаком и повелением воспринимается все: птичка; случайная встреча; совпавшие вместе желания и возможность их осуществить.

Стандартный тип современного (и очень распространенного мышления), когда уверенность в безнаказанности преступления уже является чуть ли не повелением свыше для того, чтобы немедленно совершить это преступление. Есть и аккуратный намек на то, что преступник (даже если он вызывает сочувствие и кажется чуть ли не жертвой им убитого) сам превращается в ненавидимого им, занимая его место, перенимая стиль поведения и управления людьми.

Со всех точек зрения, профессионально сделанная книга. Прямо скажем, не худший образец жанра.

Мария Брикер. «Кокон Кастанеды»

При чем здесь кокон Кастанеды, не знаю. Хотя в свое время прочитала все книги Кастанеды, а сейчас достаточно внимательно книгу Брикер. Ну да Бог с ним, с названием. Книжка сделана в стиле: «Сама садик я садила, сама буду поливать. Сама милого убила, сама буду следы (перед дочерью) заметать». Единственное отличие: исполнитель, убийца и организатор детективного шоу — папаша-хлебопек-миллионер.

Попутно к этой линии присоединяется очередная детективная линия (уже мистическая) огненных ключей, неизвестного убийцы, который «косит« всех подряд во имя блага человечества, а расследованием занимается толстая тетка-следователь, завидующая всем подряд молодым симпатичным женщинам, что, видимо, должно придать легкость и веселье чтению.

Конец напоминает американскую комедию «а-ля рюс». Стрела в заднице избранника, посланного судьбой (лягушка-царевна в мужском лице для той самой дочки, мамашу которой, значит, ее папаша-хлебопек-миллионер того…), многочисленные свадьбы, будущие рождения, выздоровления детей от лейкемии. А если уж совсем точно: цитатой первой страницы Библии на последней странице книги, потому что — без слов понятно — полистать и почитать дальше первой страницы Книгу Книг у автора интеллектуальных сил никогда бы не хватило.

Татьяна Полякова. «Закон семи»

Еще один детектив на тему семи кинжалов, семи ключей от ада и так далее… Символика семи кругов ада человеческих отношений (ненависть, корысть, равнодушие и т.д.), которые надо пройти, чтобы обрести в данном случае любовь. Написано живо, но читать (мне лично) было невыносимо скучно.

На мой взгляд, мистический детектив еще более неинтересен, чем обычный, потому что еще дальше от жизни, еще неправдоподобнее, еще суше и логичнее, а потому может восприниматься исключительно как транквилизатор или очень сильное снотворное. Ну, еще как замена телесериала или длительного и трудного вскапывания огорода перед посадкой картошки. Засыпание со спокойной совестью (моя жизнь все же намного чище, лучше, благополучней, чем в этой книжке) — гарантировано.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: