Время куратора

Первая Новосибирская международная биеннале современной графики была проведена восемь лет назад, в 1999 году. Что же нового было привнесено в биеннальскую жизнь именно в этот раз?
Работа с выставки

Первая Новосибирская международная биеннале современной графики была проведена восемь лет назад, в 1999 году. С тех пор в Новосибирском художественном музее — при постоянной поддержке областной администрации — ведется работа по подготовке и проведению графических биеннале. Работа эта, кропотливая и упорная, обычно не видна широкой публике. Но раз в два года (как правило, это происходит осенью) она выплескивается в выставочных залах ярчайшим праздником встречи с современным искусством графики, с творчеством художников из самых разных стран мира, с графическими работами, различными по содержанию и образности, по своим техническим решениям. «Выставка произведений живописи, скульптуры, графики, и т. п., проводимая раз в два года», — именно так объясняют наши словари слово биеннале.

Куратором первых трех графических биеннале в Новосибирске был, как известно, Владимир Назанский. Два года назад четвертой по счету биеннале руководили два равноправных куратора — Владимир Назанский и Андрей Мартынов. И вот нынешнюю, юбилейную пятую биеннале единолично повел в плаванье Андрей Мартынов.

Однако, как всякий живой и развивающийся выставочный проект, биеннале, так или иначе, должна эволюционировать. Что же нового было привнесено в биеннальскую жизнь именно в этот раз? Самым существенным отличием представляется то, что Андрей Мартынов сделал основной акцент на кураторских проектах, их на биеннале показано шестнадцать. «На мой взгляд, — считает Мартынов, — они намного содержательнее и интереснее открытого конкурса. По крайней мере, на нынешней биеннале».

Действительно, мировая практика показывает, что привлечение профессиональных кураторов при организации крупных выставок всегда оправдывает себя.

Специальными дипломами биеннале были отмечены три кураторских проекта. Первый из них, представляющий Графическую студию Дахлихт, привез обаятельнейший голландец Берт Лураккер. «Я горжусь уровнем художников, работающих в нашей студии, — сказал нам Берт, — наша студия существует уже 25 лет, и за это время стала одной из самых авторитетных в стране. Я уверен, что работы всех десяти художников — участников проекта — дают достаточно полное представление о состоянии графики в сегодняшней Голландии».

Из США наша бывшая соотечественница Юлия Тихонова привезла проект «Лицом к лицу: Политический портрет в современном американском искусстве». По мнению участников проекта, американские средства массовой информации, служа интересам политической элиты, тщательно контролируют процесс создания имиджа политиков. Стараясь по-своему противостоять такому идеологическому прессингу, художники видоизменяют портреты, средствами острой и едкой иронии пытаются критиковать и призывать к ответу политические структуры. «Показывая эти портреты, — рассказывает Юлия, — мы подталкиваем зрителя к тому, чтобы он определил свое отношение к сегодняшним политикам и сделал такие заключения, которые в другом случае просто не пришли бы в голову. Наш проект побуждает переосмыслить ход истории, который был продиктован небольшой горсткой людей, и предпринять активные действия, чтобы обеспечить более свободную и справедливую жизнь».

Работа с выставки

Третьим дипломом была отмечена российско-американская мастерская «Ручные принты», в начале 90-х годов прошлого века ставшая единственной в своем роде лабораторией сотрудничества художников двух стран. Оказавшись тогда на перекрестке идей, она была открыта как бывшим диссидентам, так и ортодоксальным советским художникам. Наличие таланта, а не идеология — вот что решало, кто будет работать в студии. Из российских художников, продолжающих сотрудничать со студией, на биеннале представлены Леонид Тишков, Игорь Макаревич и Александра Джикия. «Их работы помогают по-новому взглянуть на возможности и саму природу искусства печатной графики», — уверен куратор проекта Деннис О’Нил.

В этом году впервые тринадцать новосибирских графиков объединились в отдельный проект. Произошло это во многом благодаря усилиям куратора Михаила Паршикова. На всех предыдущих биеннале такого — отдельного новосибирского — проекта не было, и это казалось, мягко говоря, странно и нелогично. «Абстрактное творчество вообще свойственно Новосибирску», — размышляет Михаил. — Это и «весь этот джаз« неформальных музыкальных мероприятий, и крупнейший научный центр, где культивируется научное абстрактное мышление, и сам город, развивающийся импровизационно, до сих пор не имея четкой и внятной градостроительной стратегии».

И надо сказать, что, несмотря на несчастливое количество участников, выступили «наши» очень и очень успешно: Тамара Грицюк заняла третье место в номинации «уникальная графика», а Владимир Мартынов — первое место в разделе графики цифровой.

Какие еще проекты собраны в экспозиции биеннале? Это и чуточку «хулиганский» проект еще одной нашей бывшей соотечественницы, а ныне жительницы Австрии, Кати Обермаир «Операция «Морс». И «экспериментальная фламандская» графика из Бельгии. Добротные скандинавский и канадский проекты, демонстрирующие высочайшую графическую культуру. В рамках скандинавского проекта в галерее «Старый город» прошла персональная выставка выдающегося финского художника, живого классика, Юхо Карьялайнена.

Три восточных проекта: Китай, Корея и Тайвань. Проект из Германии, представляющий фигуративное искусство — доминирующее сейчас направление в этой стране. К слову сказать, делегация из Германии оказалась самой представительной на биеннале — семь немецких художниц высадились десантом в день открытия биеннале и своей очень открытой и живой манерой общения согрели гостей в тот холодный и дождливый вечер. Удивительно мощный проект из Израиля. Его необходимо отметить особо, как, безусловно, важное и знаковое событие в культурном сотрудничестве России и Израиля. Небольшой по объему, но исключительно красивый и запоминающийся «каллиграфический» проект из литовской Клайпеды.

Россию, кроме новосибирцев, представляет еще и башкирский проект, представленный неутомимым Василем Ханнановым, руководителем уфимского творческого объединения «Чингисхан«. Чингисхановцы впервые показали себя новосибирцам год назад на фестивале «Арт-Новосибирск», затем последовала их выставка «Культурная революция« в художественном музее и персональная выставка «Ню-стальгия» самого Василя в «Старом городе». Уфимские графики полюбили наш город, и новосибирский зритель отвечает им взаимной симпатией, интересом к их творчеству и ожиданием новых встреч.

И, наконец, еще один американский проект, куратор которого Линн Аллен отмечает, что изобразительное искусство и особенно графика, как самый демократичный его вид, является послом между культурами, средством общения между людьми, средством, преодолевающим множественные барьеры, такие, как язык и стереотипы.

Невозможно с ней не согласиться. Очень хочется, чтобы за время работы биеннале (а показ работ продолжится до начала ноября) выставочные залы Новосибирского художественного музея посетило как можно больше новосибирцев и гостей нашего города. Чтобы каждый зритель нашел в работах биеннале что-то созвучное своей памяти и своим мыслям, нашел что-то близкое, понятное и радостное для себя.

Сергей ТИХАНОВ,
с.н.с. отдела современного искусства Новосибирского государственного художественного музея

Поделиться:
Копировать