Как нам избавить от коррупции госзаказ?

Непрозрачность закупок поразила все отрасли экономики, а в деловой оборот и в сознание граждан прочно засел «откат» как способ ведения незаконной предпринимательской деятельности.

Государственные и частные потери от закупок по завышенным ценам достигли к началу третьего тысячелетия в нашей стране впечатляющих размеров. Непрозрачность закупок поразила все отрасли экономики, а в деловой оборот и в сознание граждан прочно засел «откат» как способ ведения незаконной предпринимательской деятельности. Появились целые «школы» и «технологии» «отката», способствующие ограничению конкуренции и питающие коррупцию.

Валентин Бобырев

В целях регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, установления единого порядка размещения заказов, обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действующий с 1 января 2006 года.

В связи с отсутствием практики государственных заказов закон детально определил процедуры закупок, обусловил их внедрение в практическую жизнь. При этом по ходу развития института государственных закупок постоянно осуществлялся анализ практики его реализации, периодически вносились изменения, направленные на повышение качества и прозрачности закупок, снижение их коррупционности. Предусматривается допуск к участию в аукционах на размещение госзаказа свыше 50 млн рублей строительных компаний, которые в течение последних пяти лет построили объекты стоимостью не меньше чем 20% от той стоимости, на которую они претендуют. При таких условиях размещение госзаказа предполагает обеспечение дополнительных гарантий соблюдения прав заказчика и качества строительства.

Определен на все виды работ и услуг без ограничений такой критерий отбора, как квалификация. Эта поправка направлена на соблюдение прав заказчика, а в последующем потребителя на получение качественных товаров и услуг и недопущение участия в торгах поставщиков-посредников, не соответствующих данному критерию. В ходе конкурсного отбора компании будут сравниваться по весу критериев в процентах. Теперь в законе установлен максимальный вес критерия квалификации — он не должен в совокупности превышать 20%. На работы и услуги с высокими квалификационными требованиями (аварийно-спасательные работы, медуслуги, реставрация памятников, НИОКР) указанные критерии в оценке разрешено доводить до 45%.

К 1 января 2010 года должен быть создан единый общероссийский портал в Интернете, куда все заказчики будут давать информацию о размещении госзаказа. До сих пор информационные сайты формировались раздельно на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Это позволяло при необходимости фактически скрывать информацию о торгах, что автоматически сужало круг участников. Теперь информация о торгах в стране должна стать прозрачной и открытой для всех.

Как профессионал, долгие годы отработавший в правоохранительной системе, отдаю себе отчет в том, что одними законодательными инициативами снизить коррупцию в сфере закупок не удастся. Без системного и комплексного подхода к этой проблеме существенных сдвигов в ее решении достичь не удастся.

Реализации этой задачи должно способствовать усиление контроля за исполнением Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этому будет способствовать применение на практике большого количества поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Появились новые составы, которые признают нарушением административного законодательства деяния, ранее таковыми не являвшиеся. В частности, устанавливается ответственность за воспрепятствование допуска участников к торгам, появилась ответственность не только у заказчиков, но и у органов власти, которые являются администраторами сайтов… Существенно повысились штрафы за совершение административных правонарушений в сфере государственных закупок.

Специальной уголовной ответственности за нарушения закона о государственных закупках закон не предусматривает. Но при этом не стоит забывать, что уголовную ответственность за хищение, мошенничество, взяточничество и коммерческий подкуп никто не отменял.

В целях недопущения недобросовестной конкуренции и обеспечения равных условий для участников торгов следует принимать меры к недопущению участия в них организаций и предпринимателей, использующих схемы уклонения от уплаты налогов, благодаря которым ими проводится агрессивная ценовая политика, и с рынка вытесняются добросовестные участники.

Более 150 хозяйствующих субъектов на сегодняшний день попали в «Реестр недобросовестных поставщиков», который Федеральная антимонопольная служба ведет с августа 2007 года. В реестр включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.

Федеральной антимонопольной службе, иным заинтересованным лицам шире следует использовать предоставленные законом полномочия, вплоть до подачи в суд исков о признании незаконным размещений государственных заказов.

В соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), его необходимость должна проверяться и устанавливаться индивидуально в каждом конкретном случае.

Полагаю, что изменения закона и практики размещения государственных заказов позволят минимизировать потери государства от завышения закупочных цен, повысить эффективность и результативность государственных вложений, понизить уровень коррупции в сфере государственных закупок.

Валентин Бобырев,
депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета Государственной думы по безопасности (фракция «Единая Россия»)

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать