Рифмованное время

Они крутятся, стоя на одной руке и болтая ногами в воздухе. Прохожие смотрят на них с интересом — и не более. А для них брейк — нечто большее, чем просто танец.

Они крутятся, стоя на одной руке и болтая ногами в воздухе. Прохожие смотрят на них с интересом — и не более. А для них брейк — нечто большее, чем просто танец

Недавно в нашем городе прошел чемпионат по брейк-дансу, оставшийся для большинства жителей, по сути, незамеченным. Только сами участники осознавали значимость происходящего для их последующего карьерного и духовного роста. А «общественная незамеченность» объясняется, вероятно, незаинтересованностью подавляющей части горожан этим проявлением хип-хоп культуры. Возможно, потому, что реклама была слишком «ненавязчивой», а возможно, событие и в самом деле не настолько значительно, чтобы овладеть умами широкой общественности. Вероятна и третья — более симпатичная участникам чемпионата — причина: относительная необразованность общества, не понимающего сути и места хип-хопа в общей культуре.

Брейк-данс-команда Da funky style Crew

Надя и Ушастый — под такими именами они пожелали общаться с корреспондентом «ВН» — представители самой крутой брейк-данс-команды нашего города — Da funky style Crew. В их личном активе — несколько побед на различных чемпионатах и открытие собственного хип-хоп центра. Неудивительно, что на прошедшем чемпионате они входили в состав судейской комиссии. Тема беседы — сущность хип-хопа как направления, взбудоражившего умы подростков. А началась она с короткой ремарки собеседников, что СМИ, как правило, неверно освещают культуру хип-хопа. Поэтому следующие строки целиком и полностью принадлежат им.

Хип-хоп как образ жизни

Надя. Мы не танцуем брейк-данс, мы живем хип-хопом. Это единственное наше дело, которое мы несем на протяжении всей своей жизни. Мы добиваемся успеха, достигаем своих целей. Жить в хип-хоп культуре — это здорово, это позитив.

Человек, живущий хип-хопом, свободен. Вот я сейчас сижу на улице, а могу спокойно встать и начать танцевать. Я не буду бояться, что кто-то на меня посмотрит и скажет: «Что за дура, почему она здесь сейчас танцует и почему она выглядит мальчиком?» Меня эти вопросы не интересуют. Я знаю, кто я есть и чего я хочу. Я свободна в своей душе, в своих мыслях.

Ушастый. Мы в своем городе поднимаем хип-хоп культуру. Открыли свой хип-хоп центр, в котором у нас есть и граффити, и MC, и диджеинг, и брейк-данс (верхний и нижний). Мы учим людей, даем им основы культуры хип-хопа. А дальше они должны учиться сами.

Как влиться в хип-хоп

Надя. В последних классах мы прогуливали школу. Сбегали с занятий и тренировались на улице. Смотрели клипы Da Boogie Crew и из них черпали новые элементы. Кроме того, Da Boogie Crew в течение нескольких лет создавали авторские рубрики в программах «До 16 и старше», «Башня», посвященные хип-хопу в целом и брейк-дансу в частности. Каждую передачу мы записывали на кассету.

Ушастый. Танцевали на картоне, денег не было даже на оргалит. В Европе говорят, что мы сами всего добиваемся из-за нашего социального статуса. Конечно, ведь у них иной уровень жизни, поэтому у них нет стимула. А у нас есть желание чего-то добиться в жизни. Не чтобы родители купили машину, а самим заработать.

Надя. Многие выбирают следующий путь: выучиться в институте, пойти на хорошую работу и зарабатывать деньги. Мы не хотим сидеть в офисах. Это скучно. Это очень простая жизнь, простой путь, который проходят миллионы людей.

Ушастый. Образование приходит с опытом. Хип-хоп культуру простым людям сложно понять, пока они не окажутся внутри ее. Ты смотришь на танцы и видишь в них лишь трюки, а не стиль.

Надя. Это невозможно понять с первого раза. У каждого движения есть свое название, есть куча вариантов движений, есть несколько плоскостей, которые ты можешь менять. Ты можешь прыгнуть вверх, можешь опуститься вниз, побежать туда, прокрутиться — ты свободен и делаешь что хочешь. Здесь нет четких правил, как в балете или хореографии — «это движение делается именно так«.

Ушастый. Есть своя обширная база движений. Как ты будешь ее собирать — твое дело.

Надя. Это как огромный пазл, только он собирается как хочешь. На чемпионатах все танцуют по-разному. Кто-то танцует готовыми наработками, кто-то танцует фристайл, кто-то делает маленькие элементы и сочетает их. Это зависит от личного желания, опыта и развитости.

Битва слов или битва танца

Ушастый. Рэп — это баттл (от англ. battle — битва) слов. Брейк-данс — баттл танцевальных умений. В рэпе сражаются с помощью слов — кто кого круче обзовет, подколет, какую рифму завернет. Рифма — одно из главных составляющих рэпа.

Для тех, кто танцует брейк-данс, есть свои баттлы, или чемпионаты. Танцуя, мы пытаемся доказать, что мои навыки, умения лучше твоих. Русский язык не очень подходит для рэпа, лучше американский английский — он более приятен для слуха. Американцы владеют интонацией, стилем речитатива. А в России сложилось мнение о том, что рэперу ни слуха, ни голоса не надо. Это не так. В рэпе есть свои ноты и своя стилистика.

О стиле одежды

Надя. Мы всегда одеваемся просто и удобно, не стремимся наряжаться. Стиль одежды для нас — это самовыражение. Каждый должен одеваться так, как ему хочется, каким он себя видит. Хотя многие начинающие копируют манеру одеваться западных рэперов.

Ушастый. Некоторые рэперы надевают на себя золото и бриллианты. Это доказательство того, что они поднялись. Они вылезли из гетто и своим творчеством заработали много денег, купили маме дом и проч. И они хвастаются этим.

О возрасте

Надя. Конечно, здорово, когда ты начинаешь заниматься, когда ты молод. У тебя много сил, ты свеж, у тебя куча энергии. Однако к нам приходят люди, которые совсем уже немолоды, и им нравится. Если ты толстый — это не значит, что ты не можешь танцевать. Очень важно эмоциональное состояние, что ты показываешь своим танцем. Когда ты выходишь танцевать, особенно на баттле, это твое общение с соперником. Ты ему рассказываешь свою историю под музыку, которую слышишь.

Ушастый. Есть такой человек — Кен Свифт, ему под пятьдесят. И он так зажигательно танцует! У него большие гонорары. Есть Крейзи Легз, ему 41. И никакого брюха у него нет. Возраст — не главное в брейк-дансе.

Возникает такое чувство, как будто тебя наполняет энергия из космоса. В танце ты должен раскрыться, выплеснуть свою энергию. Танец должен заражать.

О планах на будущее

Ушастый. Самое крутое в хип-хоп культуре — это уважение. Если, к примеру, Пугачева когда-то была очень крутой примадонной, сейчас о ней мало кто вспоминает. А мы всегда уважаем тех, кто чего-то добился; мы знаем своих учителей. Наша цель сейчас — чтобы нас заценили.

Надя. Я очень хочу, чтобы, когда мы приезжаем в Америку, нас узнавали. Они не знают, что в Сибири есть хип-хоп культура. На одном из чемпионатов мы общались с американцами, и они были просто шокированы нашими движениями.


Хип-хоп появился в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев. В нем есть своя музыка, свой жаргон, своя мода, танцевальные стили, графическое искусство и кинематограф. Направление это относительно молодое и по истории существования, и по возрасту участников. В России и, в частности, в Новосибирске хип-хопом заинтересовались только в конце 80-х.

И вот рядом с разрисованным разноцветными баллончиками забором (граффити) под ритмичное «тыц-тыц» на картоне (а лучше оргалите) несколько мальчишек или девчонок (они же B-boy и B-girl) крутятся, стоя на одной руке и болтая ногами в воздухе (брейк-данс). MC (от англ. Master of Ceremony — ведущий представления) произносит со сцены заранее сочиненные острые рифмы (рэп) и представляет диджеев. Диджеи смешивают треки, то есть плавно переходят от одной композиции к другой, и наполняют атмосферу ритмичностью и динамичностью.

Хип-хоп не сходит с уст современной молодежи. Копируя западных звезд, подростки выходят на улицу и начинают повторять увиденные элементы. Вряд ли это можно назвать образом мысли, это скорее приятное времяпрепровождение. Рисовать баллончиком на заборе, петь о том, что ты из нищего квартала и твоя мать работает уборщицей на заводе — да, это очевидно — такая культура не могла пройти мимо России. Заниматься хип-хопом не так дорого стоит, как, например, бальными танцами или фигурным катанием. Все движения и элементы брейк-данса можно выучить практически каждому (при большом желании, разумеется), чтобы петь рэп, необязательно оканчивать консерваторию. Достаточно лишь чувствовать в себе жажду адреналина, желание самовыражения и быть свободным. Внутренне и внешне.

Однако слабо верится, что хип-хоп может претендовать на глобальность, на «смысл жизни», как заметила в начале разговора Надя. А с необходимостью ограничить личную свободу, о которой они говорили дуэтом, каждый из них столкнется сразу, когда, к примеру, встанет вопрос о создании семьи. Конечно, и за детским питанием можно будет отправляться, танцуя, но целью этой прогулки будет все-таки не танец, а именно детское питание для своего малыша.

Наши родители открывали первые дискотеки и твердо верили, что за ними — дискотеками — будущее, что это может быть смыслом их жизни. А их родители объединялись в ВИА и считали точно так же. Теперь абсолютное большинство из зачинателей дискотек и ВИА занимаются другим делом — политикой, бизнесом, например — и неплохо себя ощущают в этом пространстве. И к прежней своей привязанности относятся снисходительно, но вспоминают о ней непременно с теплотой. И они — дискотеки и ВИА — нисколько им не помешали достичь того, чего они достигли. А коли так, то да здравствует и хип-хоп!

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать