Преодолеть себя

Если учёные, в силу логического построения своего ума, приходят к вере в Бога путём умозаключений, то каким образом к ней приходят люди простые, от науки далёкие?

Поиск Живой Веры — процесс непростой и зачастую мучительный

У одних путь к вере труден и тернист, у других вера в Создателя появляется после взгляда в микроскоп

Нередко во время споров о вере и науке сторонники утверждения Михаила Ломоносова, что «вера и наука — суть две сестры», приводят список выдающихся учёных, которые были верующими людьми, на что их оппоненты приводят не менее внушительный список учёных-атеистов. Тем не менее наличие учёных, верующих в Бога, — факт, достойный внимания. Как рождается вера у людей, в основе сознания которых лежит жёсткий беспристрастный анализ исследуемых фактов? Вышеприведённое интервью с профессором Кречетом немного приоткрывает тайну мышления людей науки, зачастую оперирующих умозрительными моделями реальности. Сравнивая удивительным образом схожие строения Вселенной и атомного ядра, с изумлением изучая архисложнейшую систему жизнеобеспечения простой клетки, пытливый ум самого что ни на есть прагматика волей-неволей приводит его к мысли существования Создателя. Но отчего одни учёные к этой мысли приходят, а другие нет? Вот как ответил на этот вопрос американский биохимик профессор Майкл Бехе: «Все усилия, потраченные на изучение клетки, ясно дали один результат: «Творение«. Этот результат был настолько очевидным, что должен был стать одним из важнейших открытий в истории науки. Однако, напротив, последствием этого открытия стало стыдливое молчание. Но почему? Почему научный мир не признаёт эту доказанную истину? Потому что они понимают: признав это, они тем самым признают и Бога». Признать же существование Бога, в силу различных причин, под силу не всем учёным.

Но если учёные, в силу логического построения своего ума, приходят к вере в Бога путём умозаключений, то каким образом к ней приходят люди простые, от науки далёкие? Как прийти к вере? Причём не к вере обрядовой, когда человек может зайти в храм, поставить свечу в надежде получить помощи от Бога, и на этом его Богообщение, опыт жизни иного мира заканчивается и он возвращается к прежней жизни, ничуть не изменившись. Как прийти к Вере Живой? Нужно сказать откровенно, что прийти к такой вере очень трудно, потому что человеку для этого нужно «переступить себя» — преодолеть страхи и сомнения, укоренившиеся привычки.

Первое. В жизни у всякого человека есть мера откровенности. Даже очень близкому человеку он не всегда может открыться, опасаясь насмешки, простого непонимания или просто боясь быть неуслышанным из-за спешки или занятости того, кому решил открыть те или иные свои сокровенные переживания. Постепенно у человека зарождается некая осторожность в общении, и эта неоткровенность, закрытость входит в образ жизни — в современном обществе вообще быть откровенным не принято. С Богом же нужно быть предельно откровенным. Мало того, веря, что Всевидящий и Всезнающий Бог и так всё знает и ведает, нужно понудить себя открыться перед Ним самому. Причём открыться не в тиши своей комнаты, где нет никаких свидетелей, а покаяться перед священником, который в данный момент является лишь посредником между Христом и человеком.

Второе — это доверие. Человек привык осознавать, что доверяться кому-то опасно, Богу же нужно доверять всецело. Третье — это наличие подходящих условий. Для того чтобы душа была услышала, а точнее, почувствовала ответ от Бога, нужно, чтобы в этой душе была тишина. А для этого нужно вырваться из повседневных забот и суеты. А это очень непростое испытание, и чем больше забот, хлопот, ответственности, человеческой славы, тем труднее от этого отрешиться ради неведомого, невидимого, непредсказуемого Бога. Порой даже активное социальное служение становится препятствием для Богопознания.

Но требуемая тишина и некоторая отрешенность от мира ещё не гарантируют начало Богопознания. В качестве примера можно вспомнить Робинзона Крузо, да и наши современные одинокие, всеми забытые старики, уединившись в своих квартирах, в большинстве случаев молитве предпочитают просмотр телепередач. Мало того, человек, начинающий приобщаться к вере, одно из требований которой — жизнь по заповедям, в этой тишине, оставаясь наедине с самим собой, начинает ощущать мерзкий осадок от всех дел, которые натворил в жизни. Это испытание одиночеством — одно из самых тяжких, выдержать которое под силу не всякому. И когда у человека нет Живой Веры, нет потребности избавиться от греховной тяжести на таинстве исповеди, то попытки заглушить одиночество развлечениями, новым витком суеты и многозаботливости нередки. Потому что неисповеданные грехи, пусть даже осознанные, как отрубленные головы Змея Горыныча, вновь вырастают в памяти и жгут обострённую совесть.

Вот поэтому так опасен и труден путь познания Живого Бога. Труден он и потому, что на пути Богопознания человеку, в отличие от учёных, которые проводят опыты над бессловесной и послушной материей, приходится ставить эксперименты над собой. Но опасен этот путь лишь тогда, когда человек пытается его преодолеть в одиночку, и именно поэтому очень часто Церковь сравнивают с кораблём спасения, на борт которого поднимаются люди, измученные одиночным плаванием в мире, сотрясаемом житейскими бурями.

В утешение можно сказать, что познание Бога доступно всем. Так как каждому на своём месте, по своим возможностям доступно познание Живой Веры, потому что знание своих возможностей и использование их — это уже признание своего назначения в этом мире и Промысла Божьего по отношению к самому себе. Главное, не останавливаться и свои возможности с Божьей Помощью развивать, как развивают их спортсмены, стремясь к наивысшим достижениям. Опасно лишь, когда «верующие в душе» люди считают себя уже достигнувшими Живого Бога и уподобляются человеку, который вяло машет руками на утренней зарядке и при этом мнит себя великим спортсменом.

Священник Валериан ДАВЫДОВ

Поделиться:
Копировать