Поправки требуют правки

Поправки требуют правки
В прошлом месяце Госдума приняла в первом чтении поправки в «Закон об образовании». Многие усмотрели в них угрозу школьному факультативному курсу «Основы православной культуры».

В прошлом месяце Государственная дума РФ приняла в первом чтении поправки в «Закон об образовании». Многие усмотрели в них угрозу школьному факультативному курсу «Основы православной культуры».

И славянская азбука, и крестный ход — это всё наша культура
Фото Валерия МЕЛЬНИКОВА

Если среди представителей светских структур, ведающих вопросами образования, мнения о поправках, принятых Думой, разделились, то в Русской Православной Церкви, с некоторых пор имеющей к светскому образованию самое непосредственное отношение, они вызвали единодушный резко негативный отклик. Так что же такого негативного обнаружилось в законопроекте с немного нескладной казённой формулировкой «О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)?

По единому мнению и оппозиционных думских депутатов, и представителей Церкви, в этих поправках заложена мина, направленная против школьного предмета «Основы православной культуры». И не только его.

Известно, что современная школьная программа состоит из трёх частей: федеральный компонент (в него входят такие предметы, как физика, химия, литература и т.д.), региональный и школьный (как правило, это дополнительные предметы, посвящённые духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, изучению национальной культуры, изучение которых сочли нужным региональные власти или родители в той или иной школе). К таким предметам относятся «Основы православной культуры», «Основы ислама», «Тора», «Краеведение», «Этика», «Эстетика», «Экология» и т.п. Часть этих предметов — факультативны, то есть ведутся на добровольной основе: хочешь изучай, хочешь отказывайся. Так вот, поправки, принятые Госдумой, практически предполагают исключение последних двух компонентов, оставив только федеральный стандарт. Большинство противников нововведения уверены, что в национальных республиках, где в школах активно внедряется предмет «Основы ислама», вряд ли должным образом отреагируют на новый законопроект, а вот «Православной культуре» грозит уничтожение как школьного предмета.

Разработчики злополучных поправок утверждают, что взамен Русская Православная Церковь получит возможность внедрить курсы изучения православной культуры непосредственно в создаваемый федеральный образовательный стандарт, и даже если этого не произойдёт, за региональными органами управления образованием сохраняется возможность влиять на содержание федерального компонента, учитывая региональные и национальные особенности. На эти заявления оппоненты отмечают, что первая возможность в настоящее время вообще нереальна, а вторая прописана настолько нечётко и туманно, что даёт властям на местах право на произвол. Каким образом обстоят дела с преподаванием предмета «Православная культура» в нашем регионе, редакция попросила рассказать руководителя Общеепархиального духовно-просветительского центра игумена Феодосия (Чернейкина).

— Ваше Высокопреподобие! В светских образовательных учреждениях города Новосибирска и Новосибирской области ведётся преподавание курса «Православная культура России». Какие цели и задачи преследуются при изучении этого курса?

— Прежде всего, хотелось бы напомнить о том, что становление и развитие русского государства происходило под сенью православной веры. Она была живительным родником, из которого напитывались наша культура и искусство, письменность и ремесла. Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера — милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. По сути, православие составляет духовно-нравственную основу природы и образа жизни русского человека.

Поэтому изучение православной культуры позволяет не только ознакомить подрастающее поколение с историей, праздниками и традициями Православия, но и раскрыть сокровенный смысл православного искусства, обогатить личность многовековым духовным и нравственным опытом.

— Очень часто предмет «Православная культура» идентифицируют с Законом Божиим. Это правильно?

— Нет, неправильно. Закон Божий, как учебный предмет, изучается учащимися православных гимназий и воскресных школ и преследует цель религиозного образования, научения навыкам молитвы и построения своей жизни по Заповедям Божиим. Изучение курса «Православная культура России» выполняет две основные функции — познавательную и воспитательную: ознакомить с истоками и выдающимися деятелями православной культуры, раскрыть духовную преемственность и культурную связь отеческих времён, охарактеризовать церковное содержание классических произведений и в то же время способствовать формированию устойчивой нравственной позиции, любви к Родине, благоговейного отношения к родителям и ближним и т.д.

Внешне многие предметы «Православной культуры» и «Закона Божьего» схожи, но это только внешне. Например, и здесь, и там изучается храмовая архитектура, но в «Православной культуре», в отличие от «Закона Божьего», нет даже намёка на изучение молитвенного правила при посещении храма. Нет ничего плохого, если ученик светской школы будет знать, почему наши предки строили именно такие храмы, какими мы видим их сейчас, какой смысл заложен в числе куполов, в цвете их раскраски, как различить стили колокольного звона и т.д. Или взять иконы Божией Матери, которых в Русской Православной Церкви более четырёхсот наименований. Ведь почти с каждой иконой связана та или иная страница жизни нашего Отечества. Мне нередко приходилось встречаться с грамотными специалистами, имеющими высшее образование, но совершенно дремучими в вопросах нашей истории и нашей культуры. Как ни странно, но вполне интеллигентные люди заражены жуткими суевериями. Когда начинаешь им что-то объяснять, все говорят с сожалением: нас этому не учили. Вот и нужно новое поколение учить нашей национальной культуре.

— Отец Феодосий, судя по содержанию, не каждый педагог сможет преподавать столь сложный и ответственный курс. Каким образом и кто занимается подготовкой таких преподавателей?

— Действительно, преподавание курса предполагает не только широкий спектр разнообразных знаний, но и личный опыт духовной жизни. Что же касается курсовой подготовки, то в течение нескольких лет, совместно с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), Новосибирская епархия проводит такие курсы ежегодно, с октября по май. В проведении занятий со слушателями участвуют не только преподаватели Богословского института, но и профессорско-преподавательский состав новосибирских вузов, работники научных и культурно-просветительских учреждений.

— То есть, в Новосибирске между епархией и местными органами управления образованием отношения сложились?

— Безусловно.

— А что скажете о поправках, принятых Госдумой?

Во-первых, поправки приняты только в первом чтении. Надеюсь, что конструктивные силы в Министерстве образования всё-таки переломят сложившуюся там тенденцию «держать и не пущать» курс «Православная культура». Надеюсь также, что в Госдуме разберутся и эти поправки поправят. Судя по тому, как быстро отреагировали на них СМИ, причём не только церковные, но и светские, основная полемика ещё впереди, и даст Бог, все неясности и туманности будут ликвидированы.

Выражаю благодарность газете «Вечерний Новосибирск» за предоставленную возможность высказаться по этому поводу и внести совместную лепту в дело не только справедливое, но и жизнеутверждающее. Известно, что если в стране население начинает терять свою национальную и религиозную принадлежность, то такая страна обречена. Будем надеяться, что Россия такой участи избежит. Для тех же, кто причастен к сфере воспитания и образования и кто заинтересовался деятельностью нашего Общеепархиального духовно-просветительского центра, контактные телефоны указаны в нижеприведенном объявлении.

Курсы по православной культуре

Новосибирская епархия Русской Православной Церкви и Центр культурологического и религиоведческого образования при Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) производят набор слушателей по предмету «Православная культура России» в следующие группы:

1-я группа — слушатели, желающие получить представление о православии и православной педагогике;

2-я группа — преподаватели образовательных учреждений, которые внедряют основы православной культуры в содержание учебных предметов;

3-я группа — слушатели, желающие преподавать учебный предмет «Православная культура России».

По окончании курсов слушателям 3-й группы выдается свидетельство государственного образца. Занятия будут проводиться один раз в неделю по четвергам, с 4 октября 2007 г. по 22 мая 2008 г. Время занятий — 17.00 — 21.00. Место проведения занятий: МОУ СОШ N 170 (Кировский район, ул. Новогодняя, 14/1, ст. метро «Студенческая»).

За справками обращаться в Общеепархиальный духовно-просветительский центр по телефонам: 8–923–130–25–55, 8–913–911–10–88.

Центр расположен в приходе во имя преподобного Серафима Саровского, Ленинский район, 1-й пер. Пархоменко, 3. Остановка транспорта «Дом Советов» (со стороны площади Станиславского) или «Сад Кирова» (со стороны железнодорожного вокзала).


Поделиться:
Копировать