Пара фраз от карапуза

— Мама, ты девочка или тетя? — спрашивает Коля.— Тетя.— А мальчишки все сказали, что ты клёвая девочка.

Танцы наперегонки

Помню, с моей хорошей знакомой много пришлось заниматься, чтобы она уяснила правила про «ложить» и «класть». Долго-долго втолковывал, а она то забудет, то, наоборот, переборщит и заявит за столом:

— Поклади, пожалуйста, мне на тарелочку!

Попробовал однажды высмеять.

— Эх, ты! — говорю. — Пять с половиной лет уже, а правильно по-русски говорить не умеешь.

Ответ получил достойный:

— Подумаешь… Американцы и старые говорить правильно по-русски не умеют!

Почитаем

Что тут возразишь… Тем более что наш язык общепризнанно — один из самых сложных для изучения. И «ложить» с «класть» — это еще, как говорится, семечки. Так что зря я, наверное, насмехался над девочкой. И ваши письма, кстати, это подтверждают. Вот сообщение на мою почту Malutkin@vn.ru от Александры Александровны — бабушки замечательной пятилетней Маши Рыбалка. Маша уже умеет читать, но и ей не все ясно в «великом и могучем».

«Во время отдыха с мамой на море забавлялись — прыгали на волнах.

— Давай двоими (ударение на О: двОими) ногами прыгать! — придумывает Маша. — Нет, давай четырёми!«

В другой раз, устав, видимо, прыгать, решила отдохнуть и присела отдохнуть на маму. Так и плавает на маме верхом, а заодно постигает азы родного языка.

— Я на кем плаваю?

Чувствует, что говорит не так:

— Я на кого плаваю?

— Скажи правильно! — требует мама.

Маша некоторое время сосредоточенно соображает и придумывает:

— Я как плаваю?

Или другой случай с ней же. Как-то утром услышала от петуха — кукареку! Тут же делится впечатлениями:

— Я слышала петухунный голос!»

«Незнакомая девушка просит разрешения сфотографировать Машу (восхищается ею: «Какая красивая девочка!«), — с явным удовольствием пишет Александра Александровна.

Маша после фотосъёмки рассуждает:

— Когда вырастет, будет совсем красивая!

— Кто?

— Я!»

Местоимения с числительными, склонения со спряжениями, чередующиеся согласные с безударными гласными — можно бесконечно долго перечислять все преграды, с которыми малыши сталкиваются впервые. А если добавить сюда еще и новые, прежде незнакомые слова…

Прочитала Маша слово «юнга». Бабушка ей объяснила:

— Так зовут молодого моряка!

Маша:

— А старого как?

«Объясняю ей про поганки, — продолжает повествовать Александра Александровна. — Эти грибы есть нельзя — ядовитые!

— Почему нельзя, если Идовитые? Ведь это ИДА (так слышит слово ЕДА)!

В следующий раз решила показать бабушке, как она умеет быстро читать. Читает заголовок:

— Посмотри с краю.

На самом деле: «Посмотри и раскрась»!

Еще один «подводный камень» — самая сложная из всех букв — «р». Столько от нее проблем…

«Миша никак не мог начать правильно произносить слова с «р», — пишет про своего четырехлетнего сына Нина Григорьевна Григоренко. — Однажды попросил за столом «катошку» вместо «картошки». Папа ему говорит:

Скажи-ка правильно!

Миша насупился, замолчал, а потом попробовал «выкрутиться»:

— Пюе дайте!

«Пюре«, конечно, у него тоже не получилось. Он опять на время умолк и предпринял вторую попытку:

— Еду дайте!»

Не знаю, что скажут на это специалисты — логопеды, педагоги, психологи, но мне кажется, когда дети ищут варианты не произносить слова с «р», это только развивает их фантазию и обогащает словарный запас. Следующий пример от Миши Григоренко и его мамы.

«Вместо «принеси» Миша говорил просто: «неси». Вместо «прибежал» — «добежал». А те слова, к которым нельзя было подобрать верные по смыслу и без «р», он просто заменял собственно придуманными. Так и «трактор» у него стал «гусак» — от слова «гусеница», наверное. А «трамвай» — «вагонник». А однажды, когда мы проходили с ним медкомиссию, он наслушался названия всех врачебных специальностей и запомнил их. Осталось только лора пройти. А его хоть «лор« назови, хоть »ухо-горло-нос« — все равно для Миши непроизносимо. А тут бабушка как раз интересуется:

— Кого еще надо пройти?

Мише пришлось немного напрячься, чтобы ответить понятно:

— Не окулиста.

И добавил:

— И не зубника!»

И напоследок два сюжета от Галины Лозненко о ее сыне Коле.

«После новогоднего утренника хвастает:

— Я с Дедом Морозом у елки плясал наперегонки! (В смысле — кто перепляшет)».

А следующий сюжет, думаю, бальзам для мамы.

«Прибегает Коля с улицы:

— Мама, ты девочка или тетя?

— Тетя.

— А мальчишки все сказали, что ты клёвая девочка».

Не сомневаюсь, это достойное завершение нашей встречи. Уверен, и у вас есть не менее забавные, приятные для вас и ваших детей, поучительные и неповторимые. Как всегда, жду ваших писем. Пишите, я знаю, вам есть чем поделиться с нашими читателями!

Артем МАЛЮТКИН,

ведущий конкурса

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать