Танцы наперегонки
Помню, с моей хорошей знакомой много пришлось заниматься, чтобы она уяснила правила про «ложить» и «класть».
Поклади, пожалуйста, мне на тарелочку!
Попробовал однажды высмеять.
Эх, ты! говорю. Пять с половиной лет уже, а правильно
Ответ получил достойный:
Подумаешь
Американцы и старые говорить правильно
Что тут возразишь Тем более что наш язык общепризнанно один из самых сложных для изучения. И «ложить» с «класть» это еще, как говорится, семечки. Так что зря я, наверное, насмехался над девочкой. И ваши письма, кстати, это подтверждают. Вот сообщение на мою почту Malutkin@vn.ru от Александры Александровны бабушки замечательной пятилетней Маши Рыбалка. Маша уже умеет читать, но и ей не все ясно в «великом и могучем».
«Во время отдыха с мамой на море забавлялись прыгали на волнах.
Давай двоими (ударение на О: двОими) ногами прыгать! придумывает Маша. Нет, давай четырёми!«
В другой раз, устав, видимо, прыгать, решила отдохнуть и присела отдохнуть на маму. Так и плавает на маме верхом, а заодно постигает азы родного языка.
Я на кем плаваю?
Чувствует, что говорит не так:
Я на кого плаваю?
Скажи правильно! требует мама.
Маша некоторое время сосредоточенно соображает и придумывает:
Я как плаваю?
Или другой случай с ней же.
Я слышала петухунный голос!»
«Незнакомая девушка просит разрешения сфотографировать Машу (восхищается ею: «Какая красивая девочка!«), с явным удовольствием пишет Александра Александровна.
Маша после фотосъёмки рассуждает:
Когда вырастет, будет совсем красивая!
Кто?
Я!»
Местоимения с числительными, склонения со спряжениями, чередующиеся согласные с безударными гласными можно бесконечно долго перечислять все преграды, с которыми малыши сталкиваются впервые. А если добавить сюда еще и новые, прежде незнакомые слова
Прочитала Маша слово «юнга». Бабушка ей объяснила:
Так зовут молодого моряка!
Маша:
А старого как?
«Объясняю ей про поганки, продолжает повествовать Александра Александровна. Эти грибы есть нельзя ядовитые!
Почему нельзя, если Идовитые? Ведь это ИДА (так слышит слово ЕДА)!
В следующий раз решила показать бабушке, как она умеет быстро читать. Читает заголовок:
Посмотри с краю.
На самом деле: «Посмотри и раскрась»!
Еще один «подводный камень» самая сложная из всех букв «р». Столько от нее проблем
«Миша никак не мог начать правильно произносить слова с «р», пишет про своего четырехлетнего сына Нина Григорьевна Григоренко. Однажды попросил за столом «катошку» вместо «картошки». Папа ему говорит:
Миша насупился, замолчал, а потом попробовал «выкрутиться»:
Пюе дайте!
«Пюре«, конечно, у него тоже не получилось. Он опять на время умолк и предпринял вторую попытку:
Еду дайте!»
Не знаю, что скажут на это специалисты логопеды, педагоги, психологи, но мне кажется, когда дети ищут варианты не произносить слова с «р», это только развивает их фантазию и обогащает словарный запас. Следующий пример от Миши Григоренко и его мамы.
«Вместо «принеси» Миша говорил просто: «неси». Вместо «прибежал» «добежал». А те слова, к которым нельзя было подобрать верные по смыслу и без «р», он просто заменял собственно придуманными. Так и «трактор» у него стал «гусак» от слова «гусеница», наверное. А «трамвай» «вагонник». А однажды, когда мы проходили с ним медкомиссию, он наслушался названия всех врачебных специальностей и запомнил их. Осталось только лора пройти. А его хоть «лор« назови, хоть
Кого еще надо пройти?
Мише пришлось немного напрячься, чтобы ответить понятно:
Не окулиста.
И добавил:
И не зубника!»
И напоследок два сюжета от Галины Лозненко о ее сыне Коле.
«После новогоднего утренника хвастает:
Я с Дедом Морозом у елки плясал наперегонки! (В смысле кто перепляшет)».
А следующий сюжет, думаю, бальзам для мамы.
«Прибегает Коля с улицы:
Мама, ты девочка или тетя?
Тетя.
А мальчишки все сказали, что ты клёвая девочка».
Не сомневаюсь, это достойное завершение нашей встречи. Уверен, и у вас есть не менее забавные, приятные для вас и ваших детей, поучительные и неповторимые. Как всегда, жду ваших писем. Пишите, я знаю, вам есть чем поделиться с нашими читателями!
Артем МАЛЮТКИН,
ведущий конкурса