Плакат в интерьере времени

В Новосибирском областном российско-немецкомдоме проходит международная выставка плаката «Универсальный язык».

В Новосибирском областном российско-немецком доме проходит международная выставка плаката «Универсальный язык».

Эту прекрасную идею осуществила Новосибирская ассоциация дизайнеров «TaMga», которую возглавляет Михаил Паршиков — один из самых известных художников-дизайнеров нашего города. Миша — человек очень креативный, всегда полон интереснейших задумок, многие из которых, к счастью, ему удается осуществить.

На этот раз, затевая выставку, он и его единомышленники стремятся к тому, что культура плаката как средство коммуникативного общения СРЕДЫ и ЧЕЛОВЕКА возродится и в России. Организаторы признаются, что когда разослали приглашения на готовящуюся в Сибири выставку, то не ожидали такого огромного интереса и отклика со стороны звезд мирового дизайна. Вскоре один за другим во всех концов планеты стали приходит тубусы с плакатами. Работ оказалось столько, что они не уместились в выставочном зале РНД и их разместили по стенам в рекреации второго этажа, где это только оказалось возможным. Различие в технике, в подходе к работе над плакатом в принципиальном выражении или посредством графического языка плаката — все это устроители собрали и показали в независимой выставочной среде.

Всего собралось таким образом 140 работ 25 мастеров из 11 стран мира — от Востока до Запада: Россия, США, Израиль, Италия, Мексика, Франция, Финляндия, Швейцария, Южная Корея, Япония, Украина. Притом в числе участников — ведущие художники-плакатисты мира, победители различных конкурсов, чьи работы выставлены в музеях и галереях многих стран.

Выставка не имеет ярко выраженной тематики, временной или национальной принадлежности. Это неспешный разговор умных людей о плакате языком плаката. Поражает разнообразие тем, жанров, творческих подходов к реализации мысли автора, манера исполнения. Классика, авангард, модерн, абстракция, а по настроению — лирика, юмор, сатира, философия — все это не только впечатляет, а заставляет задуматься о мире и времени, в котором мы живем. Художник отвечает на острейшие вызовы времени — отсюда политический и социальный плакат. Широко и интересно представлена культура. Тут надо бы вот что заметить: немало работ посвящены каким-то событиям — фестивалям, концертам, театральным постановкам, выставкам, кинопоказам. Событие ушло, а плакаты оказались настолько самодостаточным художническим явлением, что продолжают жить своей жизнью, привлекают внимание.

Каждый из авторов интересен сам по себе, неповторим. Впрочем, об этом излишне говорить, достаточно вчитаться в имена: Лэнни Соммес — один из выдающихся американских плакатистов; Сигео Фукуда из Японии — самый прославленный и высокооплачиваемый дизайнер-график в мире, мастер визуальной мистификации; Давид Тартаковер (Израиль) — лауреат премии Израиля по дизайну, автор серии плакатов под слоганом «I, m Here», известным всем дизайнерам экологических плакатов; Андрей Логвин — один из ярчайших, в прямом смысле этого слова, представителей современного российского дизайна и т. д.

Свойство плаката — кратко, без перевода выражать глубинный смысл — превратило его в особый универсальный язык — язык улиц. Но сегодня искусство плаката, которое может быть высоким — об этом свидетельствует выставка «Универсальный язык», — заменено афишами, часто вызывающими отторжение, сляпанными с издевкой над личностью и зрителем. И правы организаторы выставки, утверждая, что язык, на котором разговаривают наши улицы, сегодня больше похож на бормотание нетрезвого человека с невнятными аллегориями и скачущими мыслями. Бормотание бессмысленное, легко скатывающееся на извечный вопрос «Ты меня уважаешь?» или срывающееся на истеричный крик: «Покупай!». А так хочется красивых, чистых, выстроенных визуальных фраз. Вот почему и возник «Универсальный язык».

Поделиться:
Копировать