Вспоминая Марию Халину

Для своего окружения она до последнего дня оставалась Машей. Смеялась, что с отчеством еще успеет пожить. Ее внутреннее ощущение было на Машу, а не на Марию Викторовну.

Для своего окружения она до последнего дня оставалась Машей. Смеялась, что с отчеством еще успеет пожить. Ее внутреннее ощущение было на Машу, а не на Марию Викторовну. По отчеству ее величали разве что врачи в больницах, и то при первом знакомстве…

Мария Халина (из книги «Сибирское кино»)

Врачей в последние 10 лет жизни кинорежиссера Марии Халиной было много. Здоровье утекало, как песок сквозь пальцы. Она катастрофически теряла зрение, с трудом передвигалась…

Ее оптимизма, однако, могло хватить на десяток здоровых и полных сил. Несмотря на болезнь, писала творческие заявки и в отсутствие денег снимала фильмы на видео. Потом вместе с мужем монтировала их дома. Муж Валерий Халин — легенда сибирского кинематографа, телеоператор, соратник, единомышленник. О семье Халиных и истории становления сибирского кино Владимир Эйснер снял фильм «О тех, кто курит, пьет и матерится». Картина обошла экраны многих фестивалей мира.

— Самое главное в моих фильмах — моя душа, — «презентовала» себя Маша. — Нерасплеснутая, никому толком не отданная. И все мои фильмы — полупоэтические, полулирические — это не кинохроника, а хроника моей души…

Героями ее картин становились люди самые разные: ее мама Евстолия Никоновна («Командировка к маме»), Валерий Халин («Записки провинциального оператора»), художник Сергей Мосиенко («Потоп»), бард Николай Шипилов («Фортуна-фортуната«)… Все ее ленты создавались на жаркой волне влюбленности. Влюбленность была тем самым обязательным ветром, который надувал паруса ее кинематографа, без которого они безжизненно повисали. Способность влюбляться была ее отличительной чертой, ее даром и ее необыкновенным талантом. В своих интервью признавалась, что влюблялась бессчетное количество раз: «Кто-нибудь скажет хорошее слово, похвалит меня, не дай Бог — цветок подарит, я уже влюблена, я уже думаю о нем…» «Самое комфортное мое состояние — когда я в кого-то я влюблена, кто-то в меня влюблен…» «Художник, по моему убеждению, может творить только в состоянии влюбленности…»

Ее последним фильмом стала документальная лента «Под луной». По первоначальному замыслу картина должна была называться «Встречи под луной» и иметь достаточно узкую социальную направленность. «Мы сейчас уже не гуляем под луной, не катаемся на лодках, не целуемся в подъездах. Потому что нас там долбанут по башке! Вот до чего мы дожили. Выпускной бал проводится взаперти… И я хотела снять фильм о том, что наступят времена, когда все вернется, и мы снова будем встречаться под луной», — делилась она первоначальной идеей со сценаристом Валерием Мельниковым.

Но в процессе работы ее замысел претерпел серьезные изменения: «Я ушла от этих поцелуев в подъездах, а пришла к тому, что творится-то под луной, на земельке-то нашей несчастной… Красивая какая она… И тогда я придумала, что на земле живут люди, цветы, деревья, звери». И как-то сами собой в картине появились новые герои, и, по обыкновению, рассказывая о них, она рассказывала и свою историю. А уличный музыкант Валера играл в ее фильме вальс Евгения Доги — ее самый любимый вальс. Она признается, что давно мечтала изыскать способ включить эту музыку в свой фильм. Получилось — в последний…


Из всех времен года Мария Халина более всего любила осень. Об осени она говорила почти белыми стихами: «Смягченные краски, теплые тона, туманы, закаты и рассветы — они особые, как подготовка к великому обновлению природы. Кленовый лист на мокром асфальте — могу любоваться этим бесконечно. Я очень остро это чувствую».

Она ушла из жизни в один из первых осенних дней — 5 сентября. Скончалась в реанимационном отделении областной больницы, не приходя в сознание после операции…

Завтра, в последний день фестиваля документального кино «Встречи в Сибири», будет показан ее прощальный фильм «Под луной». И будет звучать с экрана ее любимая музыка, напоминая об ее таланте, ее воле к жизни и ее неугомонной душе, подтверждая ее правоту, что нет в этом подлунном мире ничего более прекрасного и вечного, чем любовь…

«Художник может творить только в состоянии влюбленности…»

Поделиться:
Копировать