Розовые стены для благородных девиц

В нашем городе три учебных заведения, в которых учатся одни девочки. Как ими воспринимается жизнь вне школьных стен?

Академия благородных девиц при Кадетском корпусе, женская классическая гимназия (ЖКГ) и средняя школа N 82 — в нашем городе три учебных заведения, в которых учатся одни девочки: как ими воспринимается жизнь вне школьных стен?

Так проходят уроки и в академии благородных девиц, и в гимназии

В стенах этих заведений, помимо углубленной школьной программы, у девочек есть возможность реализовать себя в музыке, танцах, рисовании и прочих видах искусства, то есть развить свою индивидуальность. Уроки красоты и разумного, доброго, вечного — с девяти утра до пяти вечера. Воспитание женщины как матери, жены или дочери — одна из главных задач такого обучения.

Без мальчиков

Марина Бочкова проучилась вместе со старшим братом в этой школе с первого класса. Она рассказала, что раньше на месте ЖКГ была обычная школа N 83. Потом школа постепенно перестала привлекать местных жителей, предпочитавших расположенный рядом лицей. Поменялся директор, а с ним и система образования. В девятом классе открыли специальный класс для девочек-гимназисток, остальных (девочек и мальчиков) оставили доучиваться в общеобразовательном. После девятого мальчики разбрелись кто куда, а большинство девочек все же стали гимназистками.

— Мальчишкам пришлось перейти в другую школу, а у нас появилась форма, — вспоминает Марина. — Но без мальчиков стало очень скучно. Мы ведь до этого учились в классе, где их было гораздо больше, чем девочек. А теперь — ни одного. Конечно, к нам привозили кадетов, и из речного училища приходили, но все равно картина выглядела печально: кучка мальчиков и толпа девочек. Очень выросли требования к нам и очень вырос объем получаемых знаний. Нам объясняли значение женщины.

Первый выпуск был в 2006 году. Однако девчонок нельзя в полной мере назвать выпускницами женской гимназии, поскольку именно в гимназии они проучились всего-то три года. Настоящие выпускницы — те, кто сейчас учится в пятом классе, а начал с первого.

Вера Гуляева

— У меня все кардинально поменялось, — рассказывает другая выпускница Вера Гуляева. — Во-первых, повысилась самооценка. Я поняла, как хорошо, что я родилась именно девочкой. Мне прививали то, что надо за собой ухаживать. Во-вторых, заложенное в гимназии стремление реализовать себя как лидера, проявляясь в разных сферах искусства, мне очень помогло.

В коридорах заведения — необычная тишина. Конечно, ведь в школе всегда зачинщиками ссор были мальчишки. Кто чаще всего срывал занятие или препирался с учителем добрых пол-урока? Кто приходил на занятия с невыполненным домашним заданием, а потом списывал на контрольной? Кто дергал девчонок за косички, в конце концов?

— Мне кажется, что я мальчиков даже зауважала, — признается по секрету Вера. — Когда общаешься в женском коллективе, понимаешь, какие бывают стервы, и думаешь, как же мужчины нас терпят.

Белый танец

Для девочек, в зависимости от возраста, преподают так называемые «семейные» дисциплины. Так, с первого по пятый класс — этикет, с шестого по восьмой — программа «Девочка. Подросток. Девушка», в старших классах изучают этику психологии и семейных отношений. По словам Веры, «семейных» дисциплин набиралось примерно столько же, что и обычных школьных.

— Каждый преподаватель напоминает нам, что мы — девушки, мы должны следить за своим поведением и своим внешним видом, — говорит она. — Нам рассказывали о материнстве, как правильно ухаживать за ребенком. У нас было домоводство, где мы шили одежду. Не какую-то домашнюю, не «ночнушки» и пижамы, а выходные костюмы, вечерние платья.

Юля Чиндашева проучилась в женской гимназии всего один год (так сложились обстоятельства):

Юля Чиндашева

— Я приехала из Горно-Алтайска, — рассказывает она. — Там училась в лучшей школе Республики Алтай. Поэтому, когда приехала сюда, мне не хотелось учиться в обычной. Ближайшей гимназией к нашему дому оказалась женская. Этот факт меня и родителей ничуть не смутил. Все-таки класс одиннадцатый, поэтому главная задача — учеба, а не мальчики. Я довольна. Во-первых, тем, что, когда только женский коллектив, не отвлекаешься на всякие подростковые всплески. Кроме того, у меня был парень, так что из-за отсутствия мальчиков я точно не страдала. Ко мне пришло сознание того, что я — женщина. Моя роль в жизни не в том, чтобы построить карьеру с риском остаться одной, а именно в том, что женщина счастлива рядом с мужчиной, со своим ребенком, в семье. Я, наверное, и раньше придерживалась этой точки зрения, но не до конца осознавала. Нам внушали порой элементарное — волосы должны быть собраны, так как это смотрится лучше и опрятнее. Раньше я ходила в джинсах, а теперь хочется на каблуках и в юбке. Мы на ОБЖ пеленали детей (куклу). Для меня это — неоценимый опыт. Готовили, вязали, шили. Нам давали рецепты, мы делились впечатлениями: «Представляете, какой пирог я испекла!» Я вот связала себе кофту. Раньше вообще спиц в руки не брала. Каждая женщина должна уметь вязать, это чисто женское. А первое, что меня впечатлило, — розовые стены.

Праздники в женской гимназии соответствующие — спартакиада «Мама, папа, я — дружная семья», где родители учащихся участвуют в спортивных состязаниях; День матери, День семьи. На уроках девочки пишут сочинения о самом любимом члене семьи: «Моя мама — самая лучшая», «Мой брат — самый любимый» и т. д. Но главным праздником является «Посвящение в гимназистки». Девочки приходят в бальных платьях и танцуют вместе с кадетами.

Из-за кадетов у нас всегда была «бойня», — смеется Юля. — Кто с кем будет танцевать, какой танец. Их же мало, а нас много. К тому же они все такие воспитанные. К нам вот иногда приходили мальчики из соседней школы, так после них на полу кожура от семечек оставалась. Для нас это было так дико и непривычно: кадеты так себя не ведут.

Что касается внешнего вида, то девушки и впрямь хороши. Прямая осанка, деловой вид, минимум косметики. Однако одно дело, когда тебя вынуждают ходить в таком виде в гимназии, другое — вне стен.

— Когда я выпустилась из гимназии и стала сдавать вступительные экзамены, я не могла надеть что-либо, кроме брюк и блузки, — говорит Юля. — Мешал какой-то внутренний барьер. Я считала, что это некрасиво, неэтично. Но со временем все стерлось. Тем не менее, я могу позволить себе надеть джинсы только в определенные места. Для учебных заведений — только деловой стиль. Думаю, что это мне привили именно в гимназии.

— У каждого класса был свой цвет, — вспоминает Вера. — Например, у восьмого класса был вишневый — они ходили в такого цвета пиджаках. Первоклашки же ходили в сарафанчиках. Но не все одинаковые, так как это ограничивает индивидуальность, поэтому ремешки у первоклашек были разноцветные.

Леди, она же мать и жена

Понятно, что такое образование дойдет не до всех. Были девочки, которые приходили и уходили в другую школу, но, по словам Юли, их были единицы:

— Кто хотел брать этот опыт, это образование, тот остался. А кто не хотел — насильно не впихнешь. Все, что мне давали, я брала: и учебный материал, и рассказы о роли женщины в обществе. Недавно встречалась с одноклассницей, она училась, скажем так, не очень, и после выпуска я вижу ее совсем другой, чем в гимназии. Что-то пропало, не хватает именно женственности, к которой нас приучали. Хотя главное, наверное, чтобы и родители участвовали в закладывании семейных ценностей. У нее сережки везде, где только можно: в языке, ухе, губе и т.д. Стильно, говорит, модно. Для кого? И надолго ли?

Но вернемся все-таки к мальчикам. У гендерного воспитания, как известно, много и сторонников, и противников. Кто знает, что вырастет из тех девчушек, которые с первого класса учатся отдельно от мальчиков?

— У нас проходили вечера, когда приходила женщина и рассказывала нам о косметике: как использовать, что за чем наносить, как правильно подбирать и т.д. — говорит Юля. — Когда есть парни, об этом уже так, на весь зал, не расскажешь. Я училась в хорошей школе, у нас там был и китайский, и японский — все что хотите. Даже высшая математика в восьмом классе. Поэтому мне есть с чем сравнивать. В гимназию я бы еще добавила танцы, а в качестве спецкурса — класс фортепиано. Сейчас, когда прошел уже год после выпуска, мне кажется, что надо было немножко по-другому все организовать. Вообще идея раздельного образования интересна. Однако не нужно учиться в таких классах с маленького возраста. Я была свидетельницей такой ситуации: заходит мальчик в музыкальную школу. А там маленькие девчушки сидят, занимаются. Смотрят на него большими глазами и говорят: «О! Мальчик!» Я бы сделала раздельное обучение только в старших классах, наверное, класса с девятого. Уверена, что и за три года можно многому научиться и стать настоящей леди. Раздельные классы в школе, наверное, более разумны: уроки раздельно, после уроков — вместе.

Марина же считает, наоборот, что в старших классах у девушек все ценности, в том числе и семейные, уже заложены, поэтому что-то заново втолковывать им — лишний труд.

А в заключение — самое любопытное. На вопрос о том, что же важнее в жизни девушки — семья или карьера, — Людмила Арапова, директор ЖКГ, ответила: карьера для современной девушки очень важна, поэтому совмещение возможно. А выпускницы в один голос сказали: главное — семья.

Поделиться:
Копировать