…Когда парты кажутся большими

Мальчишки и девчонки, а также их родители сегодня особенно торжественны: первый звонок в новом учебном году. Особенно мил этот день первоклассникам.

Мальчишки и девчонки, а также их родители сегодня особенно торжественны: первый звонок в новом учебном году. А это значит, что школьные коридоры вновь наполнятся ребячьим смехом, классы станут научными лабораториями, классные доски побелят мелом, а в тетрадях и журналах заалеют первые отметки. Начинаются школьные будни.

Этот первый осенний день наверняка радует всех школьников. Встретиться с одноклассниками и, наверное, с педагогами, после долгой разлуки всегда приятно. Но особенно мил этот день первоклассникам. Даже тем, кому пришлось идти второй раз в первый класс. Оказывается, бывает и такое.

Второй раз в первый класс

Наталья Алексеевна Пономаренко

Один из таких классов создан в 67-й школе Ленинского района. Нынче в него записали девять школьников, которые по разным причинам не смогли освоить «первоклассную» науку. Отдали их на обучение и воспитание Наталье Алексеевне Пономаренко, отличнику народного образования, учителю начальных классов с почти сорокалетним стажем.

Добрая, улыбчивая женщина. Можно сказать — сердечная, потому как ни одним движением, ни тоном, ни даже намеком не подала виду, что ее ученики остались на второй год. Не подали виду и другие педагоги, которые приветствовали их, так же, как и других первоклассников.

Назвать этих ребятишек второгодниками язык не поворачивается. Они такие же, как и обычные дети. Разве что немного растерянные.

— Я уже третий год занимаюсь с такими ребятишками, — сообщила Наталья Алексеевна. — Кто-то из них не смог закончить первый класс из-за болезни, кто-то по «семейным обстоятельствам», а кому-то уроки показались слишком сложными. Поэтому приходится их обучать щадящим способом. К каждому индивидуальный подход и, конечно, облегченная программа. До нынешнего года такие дети получали неполное среднее образование. Что будет нынче, когда ввели обязательное «полное», мы пока не знаем. Но надеюсь, что мы с ними выучим все уроки на «пять». Главное, чтобы школа у них вызывала только добрые и светлые чувства, а мы им в этом обязательно поможем. Жаль, что нынче эти чувства у большинства школьников утрачены.

Педагоги искренне считают, что у современных школьников отношение к школе кардинально изменилось. Нет трепета, как раньше. Оттого, по их мнению, и появляются так называемые отстающие уже в первых классах. Школа, конечно, не вправе требовать, чтобы все первоклассники умели писать, но читать ребенок должен уметь.

— Уроков слишком много, программа ускоренная, и осваивать ее неподготовленному малышу довольно сложно, — уточняет «отличница». — Столько образовательных новшеств, что не угонишься. И некоторые из них, мягко говоря, только вредят. Может, лучше вернуть что-то из советского прошлого? Тогда много было хорошего и нужного.

Мечта октябрёнка

В начале шестидесятых годов к первому сентября на прилавках канцелярских магазинов появлялись огромные картонные коробки салатного цвета. На крышке была надпись: «Подарок первокласснику». На витрине коробка лежала открытой, и малыши, которые мечтали о школьных буднях, подолгу задерживались у нее, любуясь недоступным им содержимым. Набор первоклассника вмещал в себя: деревянный пенал с раздвигающейся крышкой, клеенчатую папку для тетрадей, две чернильные ручки — синюю и зеленую, кожаную перочистку, два простых карандаша и набор цветных, точилку, акварельные краски с кисточками, альбом для рисования, прозрачную пластиковую линеечку, два ластика — чернильный и простой и десять тетрадей с чудесными розовыми промокашками. Чудо-коробка стоила шесть рублей, и нужно отметить, что для того времени сумма была немалая. Но родители заранее готовились к важному событию своих чад и поэтому откладывали деньги заранее. А у кого не получалось приобрести все сразу, подкупали школьные принадлежности постепенно, пряча ученические драгоценности до нужных времен.

Завтрашние первоклассники тайком рассматривали предметы. Но ни в коем случае не пользовались ими. Даже если сильно-сильно хотелось. Малыши понимали, что школа — это взрослая жизнь, а значит, к ней нужно отнестись со всей серьезностью. Значит, нужно уметь ждать. И они ждали.

— Свой первый школьный день я помню, как будто это было вчера, — улыбается Наталья Алексеевна. — Коричневое платье с белоснежными воротником и манжетами, белый фартук, бантики, лаковые туфельки и, конечно, портфель с кучей прочих «первоклассных« атрибутов. Волновалась тогда страшно. Линейка, гимн, торжественные речи. Море цветов. Затем нас выстроили по парам, мальчик — девочка, и без суеты и гама мы дружно отправились по классам. Рассадили по партам — черные покатые столы с откидными крышками. В центре парт были небольшие пазы, в которых красовались «непроливайки»-чернильницы. Здесь же были пазы для ручек и карандашей. Нам выдали букварь и прописи. Все было очень празднично, а дома родители накрыли стол, куда пригласили всех родственников. Я тогда была ужасно гордой оттого, что стала взрослой.

Первая чернильная буква

С грустью вспоминает педагог и о внешности школьников. Мальчики в те времена были все аккуратно подстрижены. Их форма темного цвета состояла из брюк, короткой курточки и рубашки. Девочкам волосы обязательно надо было заплетать в косы, и ленточки могли быть только черного или белого цветов. Украшения носить было нельзя, косметикой пользоваться — тоже. А уж волосы покрасить…

— Нынешние первоклассники совсем другие, — делится Наталья Алексеевна. — Девочки все в украшениях. Красят волосы, делают маникюры. Да что там девочки. И мальчики умудряются локоны красить. И мобильные телефоны… Мы сейчас в дневниках отвели лист, где записываем расписание звонков, до секунды. Это для родителей: чтобы не звонили во время уроков. А детей приучаем отключать сотовые на время занятий. Что касается школьных ухаживаний, то в начальных классах они остались прежними. Мальчишки так же дергают девочек за косички, а те их бьют учебниками по голове. А вот старшеклассники, не стесняясь, милуются прямо на глазах. Мы за это их, конечно, ругаем, но толку мало.

Что касается игр на переменах, то советские «ручейки» и хороводы канули в Лету. Отныне школьники — герои компьютерных игр. Все разговоры крутятся исключительно вокруг «стрелялок», а коридорные подоконники зачастую превращаются в ярмарку компакт-дисков. Компьютеромания, по словам педагогов, сильно мешает письму.

— Раньше дети играли в мяч, рисовали мелками на асфальте и на бумаге, что помогало при осваивании науки письма, — вспоминает Наталья Алексеевна. — В прописях тогда писали целый год. Сначала — карандашом: палочки, кружочки, крючочки. Потом ручкой с открытым пером: вниз — нажим, линия с утолщением, вверх — волосяная, тонкая линия. Прописи были очень трудными. Но рука, прошедшая такую школу письма, через год уже не уставала во время диктантов и упражнений. На авторучки, заправляющиеся чернилами, переходили только после длительных упражнений с открытым пером. Таким образом у детей формировался разборчивый почерк. Если ребенок пишет «а», получается именно «а». А сейчас о каком каллиграфическом почерке можно говорить, каракули бы разобрать.

Но какими будут первоклассники завтра — покажет время. Изменится, конечно, с годами и их отношение к урокам, школам, учителям. А пока они торопятся в школу за новыми впечатлениями, в длинную, но такую короткую школьную жизнь…


Чем мне запомнились первый класс, школа, уроки…

Саша Мокина

Саша Мокина, лицей N 22 «Надежды Сибири», 2 «А»:
— Когда я шла в первый класс, то мечтала, что у нас будет продленка, и это сбылось! Еще думала, что у меня будут хорошие друзья, — и это тоже сбылось: и в классе, и в продленке, везде полно! В школе все, о чем я мечтала — и кое-что еще. Большой коридор, и у нас прямо в классе было пианино, я о таком даже не думала! А самое классное было то, что еще первая половина декабря не прошла, а у нас в школе уже поставили новогоднюю елку!

Вообще, учиться мне нравится, а делать домашние задания — нет. Особенно будет не нравиться во втором классе. Потому что я считаю, что уроки надо делать в продленке, а в этом году у нас продленки не будет — кабинетов не хватает. А может быть, потом еще и для занятий кабинетов не хватит, как тогда?

Ирина Клюева, 16-я средняя школа, 3-й «А»:
— Больше всего мне понравились большие коридоры, по которым можно побегать. Меньше всего — что бегать по ним нельзя. Зато можно на перемене зайти в столовку и купить себе что-нибудь, как в настоящем кафе. Только жалко, что после обеда в столовой нет тихого часа, чтобы отдохнуть…

Из школьных предметов больше всего нравилось чтение. И сейчас нравится. А меньше всего — физкультура. Особенно когда тренер зайдет в бассейн: тогда приходится идти за ним на глубину, а я боюсь, потому что пока плавать не умею. А когда его нет, можно побаловаться в бассейне на мели.

Максим Шумилов, 13-я средняя школа, 2-й «В»:
— Самое трудное в школе — сидеть тихо и дожидаться перемены. А потом здорово! Я так хотел познакомиться с новыми друзьями, а теперь их у меня и правда много. Оказывается, девчонки тоже могут быть друзьями. Мне даже после уроков из школы уходить не хочется, чтобы не расставаться с ними.

А самое главное — в школе нет сончаса! Пообедал — и не надо днем спать укладываться.

«Взрослые» воспоминания о школе читайте здесь.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать