В широкий прокат вышел фильм Станислава Говорухина «Артистка»
Есть такой народный показатель качества уборки: «хоть свекровь запускай». То есть идеально чисто не только на первый взгляд, но и на двадцать первый, и вообще не к чему придраться. Для кинематографа, похоже, тоже существует подобный критерий: после просмотра «Артистки» Станислава Говорухина очень захотелось пригласить в кино маму, привыкшую к лучшим образцам советского кинематографа. К интеллигентным, целомудренным, трогательным и смешным историям о жизни, любви и работе; к прекрасным актерам, прорабатывающим мельчайшие оттенки чувств; к тому, что на экране жизнь, знакомая, понятная, узнаваемая. Все это в «Артистке» есть.
Аня Петрова (Евгения Добровольская) хоть и имеет романтическую профессию актрисы, но
Ей уже за тридцать, а счастья нет ни «в труде», ни в «личной жизни». Она работает в театре средней руки, играет роли категории «кушать подано» и порой даже не выходит на поклоны (все равно этого никто не заметит). Она мечтает о роли в кино, но режиссер (Федор Бондарчук) даже не может запомнить ее фамилию. У нее за плечами неудачный брак с нищим
Правда, ее подруга Муся (Мария Аронова), разбитная неунывающая бабенка (четвертый раз замужем, и опять удачно и не беда, что муж (Дмитрий Певцов) постоянно шляется по бабам) предсказывает Анюте резкий перелом судьбы по всем фронтам. И артистка знакомится со стеснительным недотепой Викентием (Юрий Степанов) ученым с романтической специализацией «паразитология». И между ними очень медленно начинает развиваться роман
Удивительно, но Говорухину удалось снять фильм, действие которого происходит вроде бы здесь и сейчас: и в то же время он начисто лишен какой бы то ни было злободневности и сиюминутности. И получился, кажется, нестареющий фильм, в героях которого еще десятилетия можно будет узнавать себя. Очень простая история, в которой почти ничего не происходит если не считать, конечно, «и жизнь, и слезы, и любовь »
Никаких бьющих по глазам «режиссерских находок», спецэффектов и монтажного выпендрежа. Фильм снят будто по заветам великого Чарли Чаплина, который свою режиссерскую функцию определял так: «Я рассказываю историю». Такое ощущение, что в наше время «борьбы за кассу» просто рассказывать истории может позволить себе только мастер класса Говорухина. Фильм снят по пьесе Валерия Мухарьямова (кстати, нигде и никогда не ставившейся) как рассказывал Говорухин, его привлекли остроумнейшие диалоги.
Судя по всему, актерам, занятым в фильме, диалоги тоже пришлись по душе: все, даже эпизодические, роли из категории «есть что поиграть». И они играют с видимым глазу удовольствием. Чего стоит хотя бы Светлана Немоляева в небольшой роли театральной примы, все еще посягающей на роли типа Джульетты. Или Ирина Скобцева в роли гиперопекающей мамаши Викентия, твердо решившей оградить свою великовозрастную дитятку от всех жизненных невзгод, а особенно от женского пола В общем, весь звездный состав играет легко, убедительно, тонко и смешно, смешно, смешно
Хотя сам режиссер сильно возражал против того, чтобы его фильм называли «комедией» ну не любит он этого дела и из всех комедийных режиссеров признает только уже упоминавшегося Чаплина. Поэтому, как определить жанр «Артистки», каждый может решать сам: например, счесть это иронической драмой. Благо и иронии, и самоиронии в фильме предостаточно, и драматичности выше крыши. Даже намечавшийся было
«Артистка» уже успела завоевать главный приз («Большую Золотую ладью») на XV кинофестивале «Окно в Европу». Там именно зрители решили, что фильм Говорухина самый лучший. Тем временем на телемосте с новосибирскими зрителями, который прошел в День кино в кинотеатре «Победа», Говорухин посетовал, что «его зрители» в кинотеатры не ходят. Потому что нынешний кинематограф уже не имеет с театром ничего общего: менты, бандиты, только людоедов не хватает. А искусство, как считает режиссер, должно будить благородные чувства.
Кажется, в данном случае Говорухину это удалось.