В этом Валерий Новосёлов, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, убеждён не только по долгу своей службы, но и опираясь на красноречивые цифры, против которых вряд ли что возразит даже закоренелый скептик.
Фото Оксаны МАМЛИНОЙ
Те, кто считает, что трамвай как вид транспорта безнадежно устарел и его пора списать и заменить на что-либо современное, динамичное автомобиль, метро или троллейбус, сильно ошибается. Каждому свое! И хорошо, что в Новосибирске возобладал здравый смысл и
элементарный расчет, говорит Валерий Иванович. Городом не только белых ночей, но и трамваев, прекрасно себя чувствующим и вписавшимся в полнокровную жизнь Северной пальмиры, по праву считают Санкт-Петербург. Следом идет Екатеринбург, где трамваи также надежно и плодотворно трудятся во благо Уральской столицы. И почетное третье место занимает наш город. В столице Сибири трамвай работает на ста шестидесяти девяти километрах путей
Какая точность! К примеру, «округленные» сто семьдесят или двести и «читаются», и считаются легче.
Заработная плата наших работников, в частности, обходчиков, напрямую зависит от «километража», так что все давным-давно подсчитано и уточнено. Но и объем работ, и протяженность трамвайных путей будут расти. Если в прошлые годы ремонтные работы, естественно, шли, но не в нормативных объемах (как всегда, не хватало средств), то в этом году наступил, можно сказать, перелом. Мэром поставлена задача производить ремонт трамвайных путей в комплексе, то есть не «латать» какие-либо аварийные отрезки, а обновлять, заменять определенные заранее участки, со всеми соответствующими механизмами и оборудованием, как-то стрелочными переводами и так далее
На что в бюджете города предусмотрено прямое финансирование. Так, в Дзержинском и Калининском районах капитально отремонтированы трамвайные пути от улицы Учительской и до пересечения проспекта Дзержинского с улицей Трикотажной. На будущий год, после обкатки трассы, проведения «подбивки», чтобы не случилось просадки путей, они будут либо заасфальтированы, либо заложены плиткой. Второй участок в Ленинском районе, по улице Котовского. Работы ведутся по новой технологии.
Ремонт трамвайных путей по улице Блюхера
Фото Оксаны МАМЛИНОЙ
Что значит «новая технология»?
Первое. Вместо обычных трамвайных рельсов ТВ-62 длиной двенадцать с половиной метров укладываются более мощные и прочные, следовательно, и более долговечные железнодорожные двадцатипятиметровые Р-65. Второе. Чтобы уменьшить, сократить удары колес о стыки рельсов, мы свариваем длинномерные плети, приближаясь к так называемому «бархатному» пути. Все это повышает комфортность движения трамвая, позволяет продлить жизнь как колес в частности, так и удлинить межремонтные циклы путей в целом. Лет на тридцать-сорок
Ого, срок для такого «древнего» вида транспорта! Неужели трамвай так долго продержится?
Обязательно! Трамвай прекрасно себя чувствует в Германии. Активно его восстанавливают в Англии. Чем мы хуже? Это же самый экологически чистый вид транспорта, как и троллейбус. Экономичный. А по вместимости ему вообще нет равных. Что касается метро, то трамвай не только не конкурент, а, напротив, дешёвый и надежный помощник лучше и быстрее никто не подвезет пассажиров к тем же остановкам метро.
Насчет «быстрее», мне кажется, вы, Валерий Иванович, несколько увлеклись
Нисколько. То, что уже сегодня улицы любого крупного города, Новосибирска в том числе, перегружены автотранспортом, а в часы «пик» уехать куда-либо не то что быстро, а в принципе почти невозможно, ни для кого не новость. И процесс этот, увы, будет нарастать в дальнейшем. Со всеми вытекающими последствиями экологическими, экономическими и
психологическими. Трамвай и здесь держится особняком.
Во-первых,
он идет по своей, четко проложенной трассе, имея естественные, известные всем, в том числе и автомобилистам, преимущества.
Во-вторых, он и сам, как и весь транспорт, в прямом и переносном смысле слова, не стоит на месте, совершенствуется. Новинки науки и техники не только не обходят трамвай стороной, но и активно влияют на его внешний облик и на «внутреннее содержание».
В этом году мэр принял решение, и мы покупаем четыре новых вагона, оснащенных современной электронной аппаратурой, не только облегчающей процесс управления трамваем, но и позволяющей в целом экономить до двадцати процентов электроэнергии, уменьшить количество регламентных ремонтов. К тому же и само рабочее место водителя кардинально отличается от прежних стеклянно-металлических грохочущих будок. Для водителя созданы комфортные условия труда: просторная и светлая кабина, большое панорамное стекло, внутренние и внешние зеркала заднего вида с подогревом. Все это обеспечивает водителю отличный обзор при работе в различных погодных условиях, повышая тем самым уровень безопасности движения
Сиденье водителя отвечает высоким требованиям эргономики рабочего места. Работа водителя значительно облегчена благодаря рациональному расположению на пульте управления приборов и органов управления, применения контроллера с горизонтальной осью
Модель трамвая, которая сейчас запущена в производство на Усть-Катавском заводе, отвечает самым «принципиальным» требованиям: высокое качество изготовления сложной техники, присущее уральским мастерам, и новейшая аппаратура, позволяющая находиться этому «вечному» виду транспорта на достойном уровне, обеспечивают пассажирам комфортное и, главное, безопасное передвижение к месту назначения. Новосибирск имеет виды на новую разработку уральцев. В то же время не забываем мы и о модернизации существующего парка трамваев. В этом году два вагона поставлены на «омоложение» по новой методике, что придаст им, на наш взгляд, еще более существенные характеристики по сравнению с «собратьями», прошедшими аналогичные процедуры ранее и ныне работающими по тринадцатому маршруту. Они будут выгодно отличаться и по внешнему виду (дизайн будет современным, энергичным), и, что не менее важно, по техническим параметрам.
Что касается повышения качества подготовки персонала, обслуживающего новую технику, то и здесь намечена и осуществляется соответствующая программа. К примеру, в штате трамвайщиков предусмотрены такие специальности, как электронщики, наладчики и регулировщики сложной аппаратуры. Разумеется, предусмотрено и развитие трамвайных сетей, продвижение трамвая на такие пока окраинные жилмассивы, как Юго-Западный, на Затулинку, на новые микрорайоны
Достаточно уверенно чувствует себя трамвай и в центральной части города. На улице Серебренниковской проведен комплексный ремонт маршрута, такая же масштабная работа предстоит на улице Мичурина
.
Так что трамвай чувствует себя достаточно уверенно, активно развивается, становясь современным видом транспорта, вполне экономически целесообразным и конкурентоспособным.