Когда-тобыл Кагановический…

10 августа 1957 года в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР произошло переименование района в Железнодорожный. С тех пор, вот уже 50 лет, он носит современное название.

50 лет назад Железнодорожный район получил своё современное название

Железнодорожный район — один из старейших районов города. Именно на его территории появились первые дома, станция Обь (ныне Новосибирск-Главный), все железнодорожные постройки. А улицы Фабричная, Владимировская, Вокзальная (Шамшурина), Михайловская (Ленина), Межениновская (Челюскинцев), Переселенческая (ул. 1905 года) образовали ядро будущего района.

Железнодорожный — один из старейших районов Новосибирска

В 1896 году в поселке Новониколаевском, спустя всего три года после его возникновения, был составлен первый план усадебного землепользования с границами будущих улиц и жилых кварталов. Новое поселение условно разделили на три части: Вокзальную, Центральную и Закаменскую. Слово «район» тогда не употреблялось. Так нынешний Железнодорожный район получил своё первое название — Вокзальная часть.

На протяжении всей истории города его административная карта постоянно менялась: появлялись новые районы, исчезали старые, перекраивались их границы. Так, например, в 30-е годы вообще не стало Центрального района. Его территорию поделили между Дзержинским и Октябрьским. Однако в 1940 году Центральный район решили вернуть, чтобы не забывать историческое ядро города.

Железнодорожный же район никуда не исчезал, менялись лишь немного его границы да названия. До 1932 года он существовал как Вокзальная часть (район) города. А 3 августа 1936 года району присвоили имя Лазаря Кагановича, тогдашнего наркома путей сообщения, первого секретаря ЦК партии. То, что у нас в городе существовал Кагановический район, мало кто помнит. Да и самого Лазаря Моисеевича как-то подзабыли. А между тем он тогда играл в государстве чуть ли не вторую роль после Сталина. Его портреты вместе с портретами других «вождей» несли через Красную площадь, где на трибуне Мавзолея всегда стоял и он сам. Взлёт его карьеры был стремительным. В 30 лет Кагановича назначили не только членом ЦК РКП(б), но и его секретарем. Позади была деятельность по созданию нелегальных большевистских кружков ещё до революции, партийная работа в Нижнем Новгороде, Воронеже, Средней Азии.

В 1925 году Лазаря Моисеевича по рекомендации Сталина назначают Генеральным секретарем ЦК КП(б) Украины.

Лазарь Каганович

Первая половина 30-х годов была временем наибольшей власти Кагановича. Он становится первым секретарем Московского областного, а затем и городского комитетов партии, а также полноправным членом Политбюро ЦК ВКП(б). Когда Сталин уезжал в отпуск, он оставлял его вместо себя в качестве временного главы партийного руководства.

Строительство Московского метрополитена неразрывно связано с именем Лазаря Кагановича. Пресса называла его в то время Магнитом Метростроя и Первым Прорабом. Рассказывают, что он вникал во все детали проектирования и строительства, спускался в шахты. Недаром Московское метро более двадцати лет носило имя не Ленина, как сегодня, а Кагановича.

Звёздным часом Лазаря Моисеевича был 1935 год, когда его назначили наркомом путей сообщения. Его не только называли «ближайшим соратником» и «лучшим учеником» Сталина, но и на всех вокзалах страны вывесили портреты Кагановича, лозунги типа «Привет железному наркому т. Кагановичу». Рой Медведев в своей книге «Они окружали Сталина» рассказывал, что это был «локальный ведомственный культ Кагановича в системе НКПС». Газеты постоянно печатали заголовки: «Будем работать, как работает тов. Каганович», «Верного руководителя дал нам товарищ Сталин». Среди заголовков встречались и такие: «Лазарь Моисеевич был у нас на станции».

А Трёхгорная мануфактура как-то даже подарила своим «подшефникам» — одному из поездов вагонного депо Москва-Смоленская 10 тканошёлковых портретов Кагановича, которыми были украшены вагоны. Как раз в это время имя «сталинского наркома» было присвоено одному из районов нашего города. В течение 21 года бывшая Вокзальная часть именовалась Кагановическим районом.

10 августа 1957 года в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР произошло переименование района в Железнодорожный. С тех пор, вот уже 50 лет, он носит современное название.

Причин для переименования было две. Во-первых, в 1957 году вышел Указ, в котором запрещалось присваивать городам, улицам, площадям имена здравствовавших тогда государственных и общественно-политических деятелей. Это можно было делать лишь после их смерти… И в Новосибирске тогда прошли массовые переименования.

А, во-вторых, Лазарь Моисеевич попал в опалу. Даже если бы и не вышел этот документ, Кагановический район вряд ли бы у нас остался. После разоблачения Хрущевым «культа личности» Сталина стали возвращаться из лагерей старые большевики. Они открыто обвиняли в причастности к репрессиям и Кагановича. В результате образуется «банда четырех» в составе Молотова, Кагановича, Маленкова и «примкнувшего к ним Шепилова», которые открыто стали выступать против Хрущева. В результате все они были выведены из состава Политбюро и ЦК КПСС.

В 1957 году, можно сказать, завершилась политическая карьера Кагановича. Его направили в Свердловскую область управляющим трестом Союзасбест. А в 1962 году вообще исключили из партии. Свой век, а прожил он почти сто лет, Лазарь Моисеевич спокойно дожил в Москве, порой обижаясь, что его мало кто узнавал. Однажды врачу из местной поликлиники, упорно называющего его «гражданином Казановичем», он заметил: «Не Казанович, а Каганович. Когда-то мою фамилию хорошо знал весь Советский Союз»…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать