«Пластик» укрепляет свои позиции

Если вам говорят, что считывающее устройство-терминалне работает и кондуктор требует оплатить поездку наличными, — это лукавство. В терминале нечему ломаться.

Около четверти новосибирцев используют безналичную систему проезда в городском транспорте

Год назад в Новосибирске свершилось значимое для города событие — в общественном пассажирском транспорте начала действовать безналичная система оплаты проезда по электронным пластиковым картам. Первый пассажир, карту которого зафиксировало считывающее устройство-терминал, направлялся по своим делам в троллейбусе N 13. Определено было даже точное время его регистрации — 1 августа, 5.58 утра. Об этом рассказал начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Андрей Ксензов в ходе специальной пресс-конференции, посвященной годовщине нововведения.

Старт и дальнейшее продвижение проекта по внедрению электронной транспортной карты стали событием не только для Новосибирска. Нашим опытом заинтересовались во многих регионах, в том числе в городах-миллионниках, представители которых стали навещать Новосибирск и перенимать накопленный опыт.

ДЛЯ СПРАВКИ. В настоящее время пластиковой электронной картой в городе пользуются почти 300 тысяч новосибирцев всех социальных категорий — от школьников до пенсионеров, используя четыре вида проездных: 73561 гражданин совершают поездки по единой транспортной карте, 27826 — по студенческой карте, 8837 — по карте школьника, 185136 — по социальной карте. Ежедневно по пластиковым картам осуществляется порядка 180 тысяч поездок, более половины из них — по социальной карте.

Проездные работают по бесконтактной технологии и содержат единый «электронный кошелек» для всех видов транспорта, включая метрополитен и коммерческих перевозчиков. Единая транспортная карта — билет не персональный и может использоваться для проезда любыми пассажирами. Карта находится в свободной продаже, и приобрести ее может каждый желающий. При этом действуют скидки в 5, 10 или 15 процентов (в зависимости от суммы денег на карте в момент последнего пополнения).

Студенческая карта содержит данные владельца, который может выбрать один из двух тарифов: «безлимитный» — неограниченное число поездок при фиксированной сумме пополнения на 1 месяц, и «экономный» — предоставляется скидка 50 процентов на каждую поездку. Поменять тариф можно бесплатно в любое время в пунктах пополнения. Карта школьника разработана специально для безналичной оплаты проезда учащихся. При этом школьник оплачивают половину установленной стоимости проезда. И социальная карта, которой пользуются более половины всех обладателей пластиковых проездных, выдается тем гражданам, которые имеют право на получение социальной поддержки. Карта имеет персональные данные и выполняет функцию учета количества поездок. Владельцы социальных карт за фиксированную плату могут совершать неограниченное количество поездок во всех видах наземного транспорта и в метро. «Социалку» можно пополнить в 109 ЖЭУ или самостоятельно в одном из 90 терминалов по сбору платежей, расположенных на станциях метрополитена и других наиболее посещаемых точках города.

— За год продуктивной работы транспортной карты даже скептики убедились в том, что это — удобный инструмент расчета, — подчеркнул Андрей Ксензов. — Используя технологию «Золотой короны», мы смогли выполнить задачу учета пассажиропотоков и уже сегодня можем регулировать наполняемость транспорта, интенсивность движения на тех или иных маршрутах. Мы видим, сколько и в какое время людей перемещаются по городу, в каких направлениях. В рамках проекта «Электронный Новосибирск» будет продолжаться модернизация системы. Так, например, уже в скором времени терминалы будут устанавливаться в маршрутные такси, а затем появятся в троллейбусах, трамваях и автобусах. Таким образом, в недалекой перспективе мы перейдем на форму обслуживания без кондуктора.

Еще о более широких перспективах и возможностях применения пластиковых карт рассказал директор проекта «Электронный Новосибирск», представитель «Золотой короны» Александр Гришин. По его словам, в недалеком будущем карту можно будет использовать для получения лекарств, денежных выплат, компенсаций и пособий, для начисления субсидий на оплату услуг ЖКХ, для осуществления банковских операций, предоставления скидок при покупках товаров.

Начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин подтвердил, что электронная транспортная карта получает среди новосибирцев все большую популярность. Если к началу года пластиковыми проездными пользовались чуть более 30 процентов пассажиров метро, то сегодня уже 45 процентов. За второй квартал нынешнего года на 13 процентов увеличилось число поездок школьников и студентов.

— Я был одним из пессимистов-скептиков, когда вводилась система электронного учета и обслуживания пассажиров, — сказал генеральный директор группы компаний «ПАТП» Николай Самойлов. — Однако практика показала прозрачность системы, подтвердила ее экономическую целесообразность. Правда, есть еще нюансы, которые вносят некоторый сумбур в нашу работу. Так, например, еще не отрегулированы отношения между мэрией Новосибирска и администрацией области в части пригородных перевозок и действия единых пластиковых карт на всей территории области. В частности, в Краснообске, куда ходят наши автобусы по маршруту N 1264, до сих пор выдаются бумажные проездные, которые не могут быть зафиксированы считывающими терминалами. Хотя я знаю, что в планах «Золотой короны» и областного департамента транспорта внедрение пластиковых карт в городах Оби, Бердске, Искитиме, в других городах области. Но эта работа в кабинетах только начинается. А мы работаем на маршрутах уже сейчас.

Такая нестыковка — одна из нескольких, но не главная причина того, что частные перевозчики не спешат применять у себя систему электронного контроля и учета. Потому что водители и кондукторы кладут в свой карман от четверти до половины выручки за смену. Причем с ведома хозяина. Потому что этот самый хозяин в бухгалтерских и налоговых отчетах указывает зарплату сотрудников в три-четыре раза ниже реальной. Предприниматель так и говорит своим подопечным: тридцать тысяч за смену — в мою кассу, остальное — забирайте себе. Вот вам и вся «экономическая целесообразность». Вот почему только 20 процентов коммерческих транспортных средств обслуживают пассажиров по электронным картам.

— Если вам говорят, что считывающее устройство-терминал не работает и кондуктор требует оплатить поездку наличными, — это лукавство, — сказал Андрей Ксензов. — В терминале нечему ломаться. А говорят так просто для того, чтобы прикарманить деньги. Устройство очень простое, но тем не менее умеет фиксировать номер билета, дату и время регистрации.

В целом система электронных транспортных карт позволяет муниципальным предприятиям покрывать значительную часть убытков по обслуживанию льготников, которые совершают столько же поездок, сколько и обычные пассажиры (тратят около 600–800 рублей в месяц), но компенсации, которые получают ПАТП, значительно меньше — всего около 200 рублей.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать