10 августа исполняется 100 лет со дня рождения первого в Новосибирске педагога по классу баяна Михаила Ильича Якубова
Настоящий революционный взрыв исполнительства и популяризации баяна произошел в стране на стыке
Его родители долго кочевали по стране в поисках лучшей доли. Жили в засушливой степи Казахстана, вынесли голод на Поволжье, переехали на Чёрное море, в Сочи. Здесь на окраине молодежь собиралась на вечёрки. Молодой симпатичный баянист Мишка Якубов был непременным их участником. А вскоре его «сосватали» в профессиональный инструментальный квартет. Игра в квартете помогла музыканту в его становлении, дала неоценимый опыт и навыки.
Но потом всё прекратилось. Руководитель ансамбля подался на заработки в далёкую Сибирь. Правда, своего подопечного не забыл, присылал ему письма и сманивал уехать к нему в Новосибирск: сулил хороший заработок, постоянную работу, успех. И одолел своими обещаниями, соблазнил молодую душу. Однако, когда Якубов прибыл по указанному адресу в незнакомый город, оказалось,
Шёл 1931 год. «Эти годы были бурные, время жизненного подъёма, и я как раз попал в этот кипучий водоворот Новосибирска, вспоминал Михаил Ильич в одном из интервью. По радио только и слышишь, в газетах читаешь, что заводы строятся, люди участвуют в митингах, в концертах. Народ так и тянется к искусству, требует концертов. И не захочешь будешь играть. Чуть не каждый день выступления артистов, агитбригад,
Вскоре ему была предложена работа при окружном Доме Красной армии баянистом в концертной бригаде, а по прошествии ещё некоторого времени его приглашают в Новосибирский краевой радиокомитет. Именно там в 1932 году было решено создать школу баянистов.
Вспоминает старейший баянист Новосибирска, один из лучших выпускников этой школы, Леонид Гладков (ему в этом году исполнилось 90 лет):
Я до школы даже не играл на баяне. Когда мы переехали сюда, в Новосибирск, из Минусинска в 1932 году, мне было 16 лет. В то время я и не думал даже, что может быть такая профессия баянист. Тогда казалось даже странным играть на гармошке, да ещё за это и деньги получать. Просто нельзя было предположить, что баян может тебя прокормить. А когда я услышал первый раз квартет баянистов в Клубе транспортников (ДК железнодорожников) в 1932 году, то он сразу заворожил меня Ага, подумал тогда я, оказывается, этот инструмент серьёзный! И когда я услышал по радио, что радиокомитет набирает учащихся в двухгодичную школу баянистов, то решил: это моё, обязательно пойду учиться. На прослушивание пришёл с гармонью, баяна у меня ещё не было. Прослушивание вёл сам Михаил Ильич Якубов. Когда я отыграл, он поднял большой палец правой руки кверху и сделал заключение: «Гвоздь Годишься».
Записалось на курсы чуть более 20 человек. Учились бесплатно. А экзамены сдавали прямо в эфир радио. Без всяких предварительных записей. Не случайно более половины выпускников стали впоследствии профессиональными баянистами. Интересный факт: всего через два года из лучших выпускников школы был сформирован профессиональный квартет баянистов под руководством Якубова, подготовлена концертная программа, а осенью 1934 года коллектив был приглашён для профессиональной работы в Новосибирский окружной Дом Красной армии. На следующий год уже состоялся гастрольный тур, который был организован через Госэстраду, Омск, Свердловск, Нижний Тагил, Москва, Украина, Кавказ, побережье Чёрного моря Зрители и пресса очень тепло принимали квартет сибирских баянистов.
Вот, например, что писала в те годы газета «Урал» из Нижнего Тагила: «Театральная жизнь в городском театре замерла после отъезда свердловского ТРАМа, а выступления случайных гастролёров, попадавших на нашу сцену ввиду исключительного безлюдья, не удовлетворяли высоким запросам зрителя. С тем большей теплотой зритель встретил первый концерт артистического коллектива Новосибирского Дома Красной армии. В центре программы коллектива, и заслуженно, стоит квартет баянистов под управлением М. И. Якубова. Квартет, в репертуаре которого преобладает классическая музыка, с большой выразительностью исполнил народные произведения «Камаринская» и шуточную фантазию «Трепак». Исполнением увертюр к операм «Кармен» и «Поэт и крестьянин« ещё раз доказал, что баян давно стал таким музыкальным инструментом, который способен передать самую сложную музыкальную композицию, не искажая её художественного смысла. Мастерство баянистов достойным образом было отмечено зрителем, неоднократно выражавшим своё восхищение горячими аплодисментами».
Следующей страницей в биографии Михаила Якубова стало создание другого творческого коллектива трио баянистов, в состав которого входили его ученик Николай Гладков и легендарный Иван Маланин. Тогда же, в конце
Во время войны Якубов принимает участие в выступлениях фронтовых концертных бригад, затем работает в Сочи, но в 1952 году возвращается в Новосибирск. Его пригласили на преподавательскую работу в недавно открывшееся Культпросветучилище, которому в этом году исполнилось 60 лет. Здесь до выхода на пенсию и трудился Михаил Ильич, а также, по совместительству, в музыкальной школе N 4.
В последние годы жизни Михаил Ильич мечтал написать свою «Школу игры на баяне», у него был собран обширный нотный материал, накоплен богатый опыт, но, к сожалению, осуществить задуманное не успел.
В год 100-летия талантливого
Олег ИВАНЧЕНКО,
корреспондент «Вечернего Новосибирска»
Николай ПРИМЕРОВ,
директор Музея сибирскoгo баяна им. И. И. Маланина