Мы продолжаем публиковать выступления ведущих экспертов, посвященные важнейшим проблемам, стоящим перед российским обществом и государством.
На этот раз в Клубе региональной журналистики «Из первых уст» побывал генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований, руководитель центра по изучению ксенофобии и предотвращению экстремизма института социологии РАН, профессор Эмиль Паин. В своем выступлении и ответах на вопросы журналистов он высказал свое мнение о путях демократического процесса в России и межнациональных отношениях.
Когда мы сравниваем развитие разных постсоветских государств, то при этом повторяем такой факт, как пьяный президент, глупые правители,
В частности, только при сравнении становится очевидным абсолютная невозможность, утопичность демократического проекта для России начала
Еще одна интересная особенность это то, что после развенчания романтических и явно несбыточных утопических ожиданий везде установился один и тот же принцип поддержания стабильности. Стабильности, основанной не на общественном договоре какой мог быть общественный договор
И что произошло? Пока пирог маленький элиты и кланы хорошо умеют договариваться. Договариваться о том, что коммунистов не пустят. Договариваться о том, что вот этот маленький пирог мы сумеем разделить. Но как только он начинает расти, тут же возникает проблема дележа этого нового приобретения. К тому же правил дележа нет все по понятиям. В этом смысле ситуация резко обостряется. Не случайно «оранжевые» революции называют революциями миллионеров против миллиардеров.
А что же в настоящем? Настоящее таково, что, помимо жесточайшей поляризации, которая усиливается, полностью заржавели еще и все социальные лифты. То есть опуститься вниз ничего не стоит: просто мгновенно ты попадаешь
Ну что такое Кондопога? Двое урок побили официанта, который не налил. Ну был бы официант русский и пригласил бы русскую крышу, кто бы заметил? Кто бы вышел? Да это каждый день случается в любом районе. Но официант оказался азербайджанцем, а крыша у него оказалась чеченская. И все. И народ поднялся на борьбу. И во всех самых как бы, казалось, пропрезидентских изданиях появилось: «Подъем духа русского народа», «Горячие карельские парни, сжавшие руки ».
Возникает вопрос чисто теоретический: «Так ли много отделяет людей от понимания, что источником проблем являются не те понаехавшие, а эти местные начальники, приватизировавшие власть?» Теоретически немного
Теперь по поводу национальной идеи, нужна ли она. Конечно, нужна. Вопрос в том, как ее получить. Что такое национальная идея? Наше общество не участвует в жизни государства потому, что у него нет базовых ценностей. Есть базовые ценности, которые не позволяют, например, американцам в любую войну, при любом нашествии марсиан отменить выборы губернатора. У нас да. У нас терроризм, значит, выборы губернатора можно отменить, потому что есть такой повод. А там это невозможно. Любой президент, который бы об этом заикнулся, перестал бы быть президентом ровно через пять минут после сказанного. Это не укладывается в базовые ценности
Не сможет без этого жить
Что вы можете сказать по поводу притеснения русскоязычного населения в Прибалтике?
В Советском Союзе Прибалтика была для нас Европой. Мы туда ездили покупать вещи или ходить в кино, пить кофе, как в Европе. В Европу же не пускали, а туда можно было ехать. Но когда все это рухнуло, они оказались, конечно, диковатыми и по вполне понятным причинам. После распада империи никакой другой мобилизационной основы, кроме этнической, не осталось.
Подготовил Олег ИВАНЧЕНКО